+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.05.2019 09:32:59
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: неспокойный несезон

Почему после завершения прошлого года на оптимистичной ноте (+ 4 балла по сравнению с предыдущим периодом) по итогам I квартала 2019 года Индекс качества не только не вырос к уровню IV квартала 2018-го, но, наоборот, снизился на 1 пункт, составив 61 балл? В целом ситуация в I квартале 2019-го не сильно отличалась от предыдущего периода, однако на некоторые изменения отдельных компонентов Индекса следует обратить особое внимание.
По сравнению с предыдущим кварталом критерий «стоимость услуг ОАО «РЖД» больше всех остальных показателей исследования потерял в баллах (-3 пункта) и вернул свое значение за I квартал 2018 года (50 баллов). Помимо индексации, свою негативную роль сыграло то, что произошло с оборотом вагонов. Практически никто из респондентов не может вспомнить, чтобы одномоментно столько подвижного состава когда-либо стояло в брошенных поездах.

Вторым неприятным моментом, последствия которого четко ощутили грузовладельцы, стал приказ Минтранса России от 13.11.2018 г. № 405 «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 21 декабря 2009 г. № 245 «Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог», согласно которому изменилась практика расчета по кратчайшему расстоянию. В итоге перечень этих расстояний, где тариф считается по фактическому пути, расширился. Как следствие, повысилась и транспортная составляющая у многих отправителей.

Неожиданная история с брошенными поездами потянула вниз и без того скромное значение такого ключевого для отправителей показателя, как «соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными» (57 баллов: -1 пункт к предыдущему кварталу и -6 пунктов к I кварталу 2018 г.).

«По статистике РЖД все прекрасно получается, отличные показатели скорости доставки. Но по факту это совсем не так», – заявляют респонденты.

На многих дорогах было затруднено движение. Отправители упоминали Октябрьскую, Северную, Московскую, Красноярскую, Приволжскую, Свердловскую, Северо-Кавказскую магистрали. Причины увеличения оборота вагона грузоотправители объясняют тем, что в силу разных причин (как особенностей эксплуатационной работы станций, так и дефицита локомотивов и локомотивных бригад) зачастую вагоны, предъявленные к перевозке, станция не забирает с путей необщего пользования, и они какое-то время (зачастую от 12 до 16 дополнительных суток) простаивают без дела.

Существенно уменьшилась оценка уровня развития транспортной инфраструктуры (56 баллов, или -2 балла), что на фоне зимнего спада выглядит несколько нелогично. Большая часть опрошенных грузоотправителей говорили о том, что ничего нового, в частности расшивки узких мест и т. д., пока не видят. «Или мы почему-то ничего не замечаем, – предположил респондент. – Есть подозрения, что количество узких мест на сети все-таки продолжает увеличиваться. Ведь это тоже влияет на сроки доставки грузов».

С другой стороны, произошло очень значимое улучшение оценки наличия вагонов нужного типа в необходимом количестве (60 баллов): +4 балла к предыдущему кварталу и +7 баллов к I кварталу прошлого года, что подтверждается статистикой роста вагонного парка по наиболее востребованным родам подвижного состава. Хотя некоторые грузоотправители и продолжают отмечать нехватку вагонов конкретных родов, очевидно, что проблема дефицита вагонного парка существенно смягчилась.

«С января по март операторы говорили: возьмите, возьмите вагоны. И только в начале апреля перестали столь активно их предлагать», – заметил один из отправителей.

«Подвижного состава полно – и полувагонов, и крытых, – подтвердил другой респондент. – Уже в начале года у нашего предприятия стояло 1,5 тыс. вагонов. Даже в пиковый момент вагонов было больше, чем нужно, раза в два, поэтому никаких проблем с закрытием потребностей не было».

Впрочем, даже несмотря на тот факт, что вагоны нужного типа в необходимом количестве пока есть, грузовладельцы опасаются наступления теплого сезона, когда рынок начнет разогреваться. «Риски того, что наступят ухудшения, остаются, – отметил отправитель. – Плюс даже если вагоны есть, то получить их под погрузку бывает сложно. Из-за имеющихся затруднений движения на сети парк выдают приторможенно».

В этих условиях должны были бы измениться в лучшую сторону и оценки ценовых параметров услуг компаний-операторов. Их улучшение действительно произошло, но весьма скромное: +1 балл к предыдущему кварталу и +2 балла к I кварталу 2018 года (всего 42 балла).

От опрошенных грузовладельцев поступали довольно противоречивые сведения. Часть отправителей особого взлета ставок не увидели, хотя и были опасения. «Операторы ведут себя более адекватно, чем ОАО «РЖД». У них есть интерес отправлять больше, – прокомментировал один из респондентов. – Если брать март к декабрю, то рост ставок – на 5%». Однако кому-то операторы взвинтили цены: в I квартале – на 25–30% к уровню декабря. «Все началось с января, – вспоминает другой респондент. – Тарифы операторов дружно подскочили на 15–22% в зависимости от направления перевозок. И теперь на наших маршрутах ставки растут на 0,2–0,3% в месяц».

В условиях улучшения оценок наличия вагонов и ухудшения уровня развития инфраструктуры показатель «полнота удовлетворения спроса на перевозки» изменился неоднозначно: улучшился на 1 балл к предыдущему кварталу, но снизился на 2 балла к I кварталу прошлого года (всего 61 балл).

Кстати, даже в таком сложном сегменте, как строительные грузы, который уже традиционно обслуживается по остаточному принципу, в I квартале наметились позитивные сдвиги. Как заметил один из представителей сегмента нерудных строительных материалов, по сравнению с 2018 годом ситуация стала значительно лучше.

«Но мы и сами приложили огромное количество усилий, – отметил он. – Все так вынуждены делать, потому что не приходится рассчитывать, что железная дорога и операторы все обеспечат, а тебе только останется оплатить. Кто-то купил свой небольшой парк, кто-то ищет вагоны на закольцовку, кто-то перекладывает свои проблемы на грузополучателя и таким образом избавляется от головной боли».

Впрочем, пессимистичный настрой многих отправителей связан с тем, что ОАО «РЖД», по их мнению, не может кардинально повлиять на происходящее. То там, то здесь чего-то не хватает. Сервис хуже, а цены растут. В такой ситуации многие вынуждены увеличивать долю отправок альтернативными видами транспорта.

«То, что в условиях неполного удовлетворения спроса грузовладельцы активнее обращаются к услугам не только автомобильного, но и речного транспорта, создает стратегическую угрозу конкурентоспособности железных дорог на рынке грузовых перевозок и свидетельствует о необходимости ее системного повышения по критерию «цена-качество», – заметил председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет. По его мнению, важным инструментом решения этой задачи в современную эпоху цифровизации является развитие информационных технологий. При этом грузоотправители оценивают их уровень весьма высоко (74 балла), причем эти оценки удалось удержать на максимальном за последние 3 года значении, достигнутом в предыдущем квартале.

Индекс качества – ежеквартальное аналитическое исследование журнала РЖД-Партнер.

Целью исследования является выявление объективных сложностей и узких мест в работе с ОАО «РЖД» и транспортными компаниями, а также степени удовлетворенности клиентами качеством предоставляемых транспортных услуг. Теперь подписчики журнала могут ежеквартально получать в подарок исследование «Индекс качества».

Подписчики электронной версии журнала РЖД-Партнер смогут знакомиться с исследованием в личном кабинете на сайте http://www.rzd-partner.ru/, подписчики печатных версий всех изданий РЖД-Партнера, а также подписчики, оформляющие заказы на наши издания через подписные агентства, смогут скачивать исследование по ссылке, которая будет направляться им по электронной почте.

Запрос направлять по адресу: rasp@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions