Предлагается усовершенствовать взаимодействие между «РЖД» и операторами подвижного состава через определение методических подходов к планированию и учету вагонного парка.
Сама по себе методика была согласована СОЖТ и РЖД несколько лет назад, и является дополнением к Договору о взаимодействии между ОАО «РЖД» и владельцами подвижного состава. Однако рабочая группа из ряда компаний, входящих в состав Союза операторов железнодорожного транспорта, предложила усовершенствовать проект методики расчета показателей и планирования работы вагонного парка для каждого конкретного оператора. Расчет по формулам позволит определить лимиты порожнего парка, который допустимо перемещать и который будет признан «лишним», то есть отправлен в тупик, а также определить лимиты для полигонов обращения парка конкретного оператора.
Зачем?
Методика нацелена на расчет:
· объема наличного парка, которым располагает организация;
· объема потребного парка;
· определения баланса парка;
· нормирования перевозки по отдельным операторам с учетом заявок грузоотправителей.
После всех расчетов и нормирования парка получится четкая матрица, какой объем парка необходим и достаточен для вывоза грузов согласно заявкам грузоотправителей. Станет понятно, профицит или дефицит парка имеется в ведении владельца вагонов, а также определится потребный объем парка. Все это поможет всем сторонам точно выполнять свои обязательства по перевозке грузов и станет гарантией выполнения условий договора сторонами.
Как это работает
Расчет осуществляется, исходя из заявок или прогноза заявок грузоотправителей и наличного парка вагонов. На основе этих заявок и имеющихся вагонов рассчитывается, сколько вагонов потребуется для перевозок.
Планирование ведется на три временных периода:
· долгосрочный (на год);
· среднесрочный (на месяц);
· краткосрочный (на декаду).
После расчетов определяется, достаточно ли вагонов для перевозок или их не хватает.
Если вагонов слишком много (профицит):
· владельцы вагонов стараются вывести их с железнодорожных путей;
· ищут способы эффективнее использовать свой парк.
Если вагонов не хватает (дефицит):
· владельцы вагонов привлекают дополнительные вагоны;
· владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД») за счет эффективных методик оптимизирует пропускную способность инфраструктуры;
· владелец инфраструктуры оптимизирует потери, связанные с ограниченными пропускными способностями инфраструктуры.
В документе представлены конкретные формулы для расчета каждого показателя: наличного парка, потребного парка, баланса парка, норматива парка, суммарного наличия груженых вагонов i-корреспонденции в границах железной дороги и прочих показателей.
На основании выполненных расчетов сторонами принимаются меры также в зависимости от периода планирования (долго-, средне-, краткосрочного). Например, по итогам годового планирования и расчета баланса парка стороны работают над освобождением путей общего пользования от вагонов профицитного парка либо устраняют дефицит, привлекая дополнительный объем подвижного состава, чтобы минимизировать непроизводительный простой вагонов. Свои нюансы есть в рамках месячного и декадного планирования.
Главная цель всего этого процесса – сделать работу железных дорог более прозрачной и эффективной для всех участников процесса, а также обеспечить баланс между имеющимися вагонами и потребностями в перевозках, чтобы грузы доставлялись вовремя, а инфраструктура использовалась максимально эффективно.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



