+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.01.2024 16:36:45
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Если вагонов будет больше, то ехать они будут дольше

Грузовладельцы и операторы подвижного состава заявляют о росте оборота вагонов, с их слов, показатель растет и остановить динамику могут, если верить участникам рынка, только РЖД. Железнодорожники разводят руками: переработать парк вагонов без ухудшения показателей по обороту они не в силах. Одновременно эксперты рынка указывают на дефицит подвижного состава. В частности, все громче заявляют о дефиците вагонов-цистерн для СУГ.
Если вагонов будет больше, то ехать они будут дольше
Дефицит подвижного состава

Рост спроса на нефтепродукты обеспечил рост спроса на специализированный подвижной состав, об этом гласит статистика от УК «РМ Рейл». Со слов Дмитрия Нарежного, руководителя завода по новым продуктам, все крупные российские вагонопроизводители нарастили производство специализированного подвижного состава, показатель за год увеличился на 23%. В 2023 году произведено порядка 65 тыс. вагонов, говорит Василий Варенов, представитель «Алтайвагона». Из них 42,5 тыс. вагонов относят к специализированным. СУГ можно перевозить как в танк-контейнерах, так и в вагонах-цистернах. Рынок – грузовладельцы и операторы – рублем голосуют за вагоны-цистерны: в минувшем году в последние залили почти 15 млн тонн СУГ, а в танк-контейнеры – всего 500 тыс. тонн.

«Доля танк-контейнеров в перевозках СУГ в предыдущие 4 года – на уровне 4%», – отмечает представитель УК «РМ Рейл».

По данным компании, парк вагонов-цистерн на сети РЖД растет: в 2023 году их число составило почти 40 тыс. вагонов, для сравнения, в 2019 году – почти 39 тыс. Разница небольшая, но участники рынка в 2023-м отмечают острый дефицит подвижного состава. И связывают его не с нехваткой вагонов как таковых, а с ростом оборота вагонов. Показатель в 2023 году составил 33,2 сут., а в 2019-м, для сравнения, – 27,5 сут.

Грузопоток идет на восток

Одной из причин для роста показателя оборота вагонов называют разворот грузопотока на восток. Удивительно, но это не только увеличило спрос на подвижной состав, но и отправило вагоны в простой. В «непроизводительных состояниях» в 2023 году находилось до 40% всего парка подвижного состава, статистику предоставил Сергей Горский, генеральный директор TEXOL GROUP. При этом на рынок выводят все новые объемы, которые участники рынка предъявляют к перевозке.

«По меньшей мере 3 тысячи новых цистерн потребуется для освоения новых объемов, которые в ближайшее время будут запускаться. Но каждый новый миллион сжиженных газов в год требует до 4 тысяч котлов, в зависимости от оборота. А так как оборот вагонов падает, то большее число цистерн потребуется для перевозки», – настаивает он.

Представитель РЖД подтверждает, оборот вагонов нарастает. Но, со слов Кирилла Гребенникова, этой новости уже года четыре. Вагоны и в 2024 году будут стоять на подходах к портам и погранпереходам. Последние года четыре вагоны стоят не из-за нерасторопности железнодорожного перевозчика, а из-за операторов. Свою позицию железнодорожник объясняет так: в лучшие годы, когда парк вагонов состоял всего из 1 млн вагонов, им управлял перевозчик, и тогда пробок на железнодорожной сети не было. Сейчас на сеть вышел частный бизнес, парк вагонов стремится к отметке в 1,4 млн вагонов, и оборот вагонов неминуемо снижается.

«РЖД против того, чтобы парк рос такими темпами. Показатели использования подвижного состава ухудшаются, и, к сожалению, РЖД не имеют таких механизмов для воздействия на операторов. Это – рынок, РЖД не являются регуляторами рынка. Да, РЖД предлагают схемы по оптимизации, но участники рынка, по правилам рынка, могут как согласиться, так и отказаться. Но даже в перевозке универсальных подвижных составов, такие как полувагоны, как показывает практика, договориться со всеми участниками перевозки сложно. У всех свои показатели, контракты и направления», – горячо парирует участникам рынка К. Гребенников.

А если один не участвует, но вся схема не показывает эффективность, заключает он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions