+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.05.2025 09:16:59
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Для железнодорожных операторов настали нелегкие дни

В операторском сообществе пришли к выводу о том, что меры, принимаемые ОАО «РЖД» с осени 2024 года, не достигают поставленной цели. «Лишние» вагоны стоят без работы, а конвенций и ограничений на сети действует не меньше, чем в годы, когда погрузка была на подъеме – как при перевозках на экспорт, так и внутри РФ.
Для железнодорожных операторов настали нелегкие дни
Как указал один из респондентов, эти меры привели лишь изменению вида простоя вагонов: если ранее вагоны простаивали в основном в «брошенных» поездах (преимущественно в груженом состоянии), то в I квартале 2025 года они простаивали на станциях в ожидании отправления или находились в платном отстое (в основном в порожнем состоянии).
По расчетам участников рынка, например, в феврале 2025 г. оставались без операций отправления/прибытия более 15% полувагонов (свыше 100 тыс. ед.).

Другой респондент отметил, что ограничения для операторов со стороны перевозчика (в рамках системы правил и логконтролей) на свободное распоряжение парком уже привело к снижению эффективности его использования. Владельцы парка вынуждены отказываться от попутных рейсов, т. к. только массовые технологии на сети гарантируют хотя бы какое-то движение парка.

Что мешает погрузке

Еще ряд респондентов сообщили, что ограничения перемещений порожнего подвижного состава (клиенты вынуждены выбирать сначала вагоны, которые оказались ближе к ним вне зависимости от цены предоставления и перспектив дальнейшей загрузки) оборачиваются отказами клиентов от отправок дополнительных партий грузов на споте. Под них оказывается невозможным собрать в нужный момент порожние вагоны в пул под погрузку.

В ходе опроса, проведенного РЖД-Партнером в телеграм-канале, 7% респондентов ответили, что операторы не смогли подать вагоны под погрузку. Иными словами, указали на локальные дефициты подвижного состава – на фоне суммарного избытка рабочего парка на сети. А 59% респондентов заявили, что у отправителей грузы были, но их оказалось сложно отправить на РЖД из-за ограничений от перевозчика.
Только 19% респондентов указали, что причиной снижения погрузки весной стало охлаждение экономики РФ и 14% – ухудшение мировой конъюнктуры.
Результаты данного опроса во многом совпали с выводами операторских компаний.

Сетевые схемы и идеи консолидации

Понятно, что перевозчику удобнее управлять крупными грузопотоками и он попытается отыскать инструменты для ограничения мелких отправок. В условиях ограничений перемещений порожних вагонов операторов фактически вынуждают кооперироваться. Им предложены два варианта. Первый – заключать с перевозчиком договоры, условия которых напоминают оперирование квазиобезличенным парком. Второй – договариваться о рокировках вагонами между собой под контролем перевозчика.

Оба проекта предполагают привязку вагонопотоков к закрепленным станциям назначения. Перевозчик ожидает, что это улучшит расчет планов формирования поездов. Однако подобная цель уже ставились в 2011 году при разработке концепций парка АГ.

В связи с этим ряд респондентов пришли к мнению, что реализованные в прошлые периоды технологии: агентского договора, парка ВСП, технологического аутсорсинга, призванные консолидировать парки различных собственников под единым управлением, показали несостоятельность.

Они напомним, что в 2011 году, например, операторам тоже посулили разные пряники. Однако потом они перевесили множество неудобств, связанные с тем, что перевозчик не учитывал ни риски простоев вагонов в пути, ни расходы операторов на возврат парка после выгрузки.
Да и не все клиенты оказались от схемы АГ в восторге: у одних повысилась ритмичность перевозок, а у других увеличились риски сбоев и роста доли подсыла неисправного подвижного состава под погрузку, поскольку у клиентов не было выбора – ведь они брали тот парк, что был ближе к ним, или тот, что подгонял перевозчик.

В итоге чем дольше применялась схема АГ, тем больше из нее выводили по самым разным причинам подвижной состав. И под каким соусом потом ни подавали агентские схемы, результат оказывался тем же самым.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions