О подготовке к эксплуатации вагонов в габарите Т заговорили еще в советские времена: в 1983 году даже вышел соответствующий приказ Министерства путей сообщения. Тем не менее вопрос не потерял актуальности до сегодняшнего дня.
Сейчас для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общего пользования, действует промежуточный габарит Тпр. В габарите Т площадь каждого вагона увеличится на 1 кв. м. Таким образом, на 14% можно повысить тоннаж перевозимого груза.
Проведенный анализ показал, что использование подвижного состава с увеличенными параметрами принесет экономический эффект в перевозках таких видов груза, как кокс, химикаты, лесная продукция, бумага, черные металлы, нефть и нефтепродукты, говорит первый заместитель гендиректора ООО «УК «РМ Рейл» Сергей Дробжев: «Мы меняем длину, увеличиваем габарит, можем вести больше, тем самым полностью выбирая полезный объем кузова».
В появлении новых моделей вагона может быть заинтересован перевозчик, поскольку речь идет об увеличении провозной способности.
Так, в поезде унифицированной длиной 71 условный вагон и весом-брутто 7100 т масса перевозимого груза достигает 5325 т. При той же составности, но из вагонов габарита Т вес поезда вырастает до 8300 т, а масса доставляемого груза – до 6308 т.
Какие существуют барьеры?
Предварительно возможность вывода на сеть нового парка обсуждалась с операторским сообществом. По словам С. Дробжева, операторы откликнулись на предложение. «У них есть точка А и точка Б, где теоретически они видели бы постоянную эксплуатацию подвижного состава с увеличенными габаритами», – рассказал менеджер.
Конечно, встает вопрос, насколько железные дороги готовы к габариту Т. В последнее десятилетие немало средств вложено в инфраструктуру РЖД. Например, в 2023 году на Забайкальской магистрали был открыт Керакский тоннель – это последнее крупное инженерное сооружение, ограничивающее использование габарита Т. Но есть другие участки, требующие переустройства, в частности, на станциях. Существуют проблемы с мостами, хотя основная часть может пропускать вагоны с увеличенным габаритом, а также с пассажирскими платформами.
В этом плане, согласно данным РЖД, на сети являются барьерными 427 мест. Но задача по снятию ограничений – посильная, считает представитель «РМ Рейла». Цена вопроса – миллиарды рублей, но затраты в дальнейший рост провозной способности инфраструктуры, в частности, за счет увеличения грузоподъемности вагонов, возможности применения парка с нагрузкой 27 тс, могут быть несоизмеримо выше.
Впрочем, другие вагоностроители предлагают не отказываться от подвижного состава с осевой нагрузкой 27 тс.
«Мы понимаем, рано или поздно железные дороги никуда не денутся, осевую нагрузку необходимо будет повышать. Мы завершили подконтрольную эксплуатацию полувагонов модели 12-9548-01 до первого деповского ремонта. Получили хорошие показатели по этим вагонам и ушли на первую подконтрольную эксплуатацию после первого ДР для подтверждения дальнейших характеристик, в том числе тележки с осевой нагрузкой 27 тс», – рассказала директор дирекции научно-технического развития НПК «ОВК» Анна Орлова.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



