+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.10.2021 13:40:33
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Битва за пенсию: железнодорожники против навязывания Благосостояния

Помогите выйти из негосударственного пенсионного фонда – такие жалобы РЖД-Партнер получает все чаще. Сотрудники РЖД рассказывают, что вынуждены доказывать право на накапливаемые пенсионные средства как в отделе кадров компании, так и в самом пенсионном фонде. Однако, как сообщили в фонде, обиженные железнодорожники ни одной официальной жалобы не написали и даже не обращались за устной консультацией. Не получал жалоб и Роспрофжел. Более того, в Роспрофжеле рассказали РЖД-Партнеру, что корпоративная пенсионная программа востребована и многим нравится. А выходят из нее лишь те, кто пока не разобрался в нюансах.

Вход и выход – понятия разные

Штатные сотрудники ОАО «РЖД» о своих взаимоотношениях с НПФ «Благосостояние» готовы говорить только на условиях анонимности. Объясняют это так: если жаловаться на негосударственный пенсионный фонд авторизованно, то отношения с работодателем будут испорчены и даже, не исключено, прекращены.

«Я стал вкладчиком фонда в момент подписания трудового договора. Мне сразу дали три договора: трудовой, о вступлении в профсоюз и о переводе страховой пенсии в НПФ «Благосостояние». Отказаться от подписания хоть какого-то документа я не мог – мне бы тогда отказали в трудоустройстве. Я попытался выйти из фонда на следующий месяц – мне отказали. В фонде отказались принимать заявление», – рассказывает железнодорожник.

О трудностях по выходу из фонда сотрудники рассказывают друг другу в социальных сетях. Согласно действующему законодательству, чтобы выйти из состава фонда, железнодорожникам достаточно написать заявление. Однако сотрудники признаются, что написанное заявление у них не принимают ни в отделе кадров предприятия, ни в фонде.

«В фонде говорят, что заявление надо писать в отделе кадров, а в отделе кадров отправляют в фонд, вот так и бегаешь из одного кабинета в другой», – пишут в одной из групп социальной сети железнодорожники.

В конце концов, чтобы получить разрешение на выход из фонда, штатные сотрудники ОАО «РЖД» вынуждены ссылаться в своих заявлениях на сложные материальные условия, на состояние здоровья или на необходимость оплачивать ипотеку. Иногда даже обещают вернуться в фонд спустя какой-то срок, оказывается, только так им разрешают не выплачивать ежемесячно взносы в фонд. Однако, как рассказали РЖД-Партнеру в фонде, сотрудники только выигрывают от участия в фонде.

«Негосударственная корпоративная программа РЖД дает сотрудникам возможность получить дополнительную пенсию от работодателя: РЖД софинансирует пенсию сотрудников, то есть на каждый рубль, который отчислил железнодорожник, компания доначисляет еще один рубль, это паритетное софинансирование. То есть человек, выходя на пенсию, получает сразу две пенсии – и от государства, то есть из тех средств, что накопил сам сотрудник, и от работодателя, то есть он сверху добавил ровно столько же, сколько направил сам сотрудник на свой пенсионный счет», – объясняют в пресс-службе фонда.

Фонд, который построили РЖД

Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» на рынок пенсионных услуг вышел еще прошлом веке, в 1996 году. Исключительный вид деятельности – и тогда, и сейчас – негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Последние три года доля ОАО «РЖД» в негосударственном пенсионном фонде «Благосостояние» уменьшилась до 25% плюс 1 акция. 50% акций минус 1 акция принадлежит АО «Газпромбанк». Доля миноритарных акционеров фонда составляет 5,5% – она принадлежит Роспрофжелу, объединению «Желдортранс», АО «Торговый дом РЖД», благотворительному фонду «Транссоюз».

В 2020 году, согласно отчету, фонд перечислил клиентам почти 29 млрд рублей, они идут под графой «Страховые выплаты». Для сравнения: в 2019 году этот показатель превысил 31,5 млрд рублей. При этом, как следует из этого же отчета, размер пенсий, выплаченных по договорам негосударственного страхового обеспечения, составляет 21,7 млрд рублей, для сравнения, в 2019 году этот показатель был на уровне 21,2 млрд рублей.

«По данным на I полугодие 2021 года число участников НПФ «Благосостояние» превысило 1,3 млн человек, из них пенсию получают лишь треть, чуть более 417 тыс. человек», – рассказала РЖД-Партнеру пресс-служба фонда.

По своему желанию каждый работник может воспользоваться правом стать участником-вкладчиком НПФ «Благосостояние», равно как и отказаться от участия в программе софинансирования личных негосударственных пенсионных накоплений, добавляют в фонде.

«В случае выхода участника-вкладчика из корпоративной системы НПО выплата выкупной суммы осуществляется согласно условиям пенсионного договора ОАО «РЖД». Размер выкупной суммы участника-вкладчика определяется в соответствии с пенсионными правилами исходя из суммы пенсионных взносов, а также начисленного дохода, отраженного в личной части именного пенсионного счета. Денежные средства, которые в пользу работника вносил работодатель, согласно Положению, в виде выкупной суммы не выплачиваются», – объясняют в фонде.

То есть сотрудник, выходя из фонда, получает лишь те деньги, что перечислил сам. А часть, которую перечислил работодатель, он теряет.

Деньги: были ваши – стали наши

Юрист Legal Lab Pro Константин Акилов разъясняют, что право на выбор способа накопления пенсии есть у каждого россиянина. Однако инвестирование средств в негосударственный пенсионный фонд приносит вкладчику больший доход.

«В негосударственных пенсионных фондах инвестированием занимается сторонняя УК, которая вправе инвестировать в более рискованные, но и более доходные активы. Это – первый риск для вкладчика. Второй риск заключается в том, что негосударственный фонд может быть признан банкротом. А это значит, что вкладчик может лишиться части своих пенсионных накоплений», – объясняет он.

Но если опасаться такого развития событий, то можно забрать деньги из негосударственного пенсионного фонда. Более того, по закону негосударственные пенсионные фонды не имеют прав препятствовать вкладчикам в осуществлении этого желания. Если в суде будет доказано противодействие выходу из числа вкладчиков, то фонд лишится лицензии, рассказывает консультант по стратегическому развитию КПК «Капитал регионов» Григорий Пахомов.

«НПФ сильно рискуют, доводя разбирательство по какому-либо случаю до суда, так как вероятность победы фонда в данном деле стремится к минимуму, а последствия могут быть весьма существенными. На клиента при выходе из НПФ не накладываются штрафные санкции, но клиенту могут не выплатить накопления за последний отчетный период», – говорит он.

Вопрос в сложных взаимоотношениях НПФ «Благосостояние», ОАО «РЖД» и штатными сотрудниками ОАО «РЖД» в действительности состоит не столько в том, что вкладчики боятся потерять накопления, а в том, что они не могут избежать давления работодателя, который напрямую заинтересован в поддержании численности фонда и его финансировании, объясняет управляющий партнер Legal 1520 Ольга Гуляева.

«Очевидно, что работодатель в этой ситуации не прав и за защитой можно обратиться в Государственную инспекцию труда, в прокуратуру или в суд», – говорит она.

То есть если сотрудники бегают из фонда в отдел кадров и обратно и никак не могут подать заявление на исключение из числа вкладчиков, то это уже нарушение действующего законодательства, подчеркивает юрист. Однако в судебной практике судов общей юрисдикции дел по факту противодействия по выходу из фонда нет.

«Но встречается несколько судебных дел по факту подложного заключения договоров с НПФ «Благосостояние», – объясняет эксперт.

В частности, в суде было доказано, что вкладчиком фонда стал железнодорожник, который даже не писал заявление, за него это сделало неустановленное лицо.

«Неустановленное лицо, имеющее доступ к личным данным работника, изготовило с использованием личных данных работника подписной лист от имени и направило его в фонд, тем самым работник присоединен к участию в данном договоре в качестве участника-вкладчика. По иску прокурора этот договор признан недействительным», – говорит Ольга Гуляева.

Штатные железнодорожники соглашаются с юристом, они не готовы идти в суд с жалобами ни на работодателя, ни на фонд.

О том, что нет официальных жалоб, РЖД-Партнеру сообщили и в Роспрофжеле, добавив, что пенсионная программа многим нравится.

Таким образом, оценивая в целом ситуацию, эксперты приходят к выводу: с одной стороны, имеется достаточно качественная программа софинансирования пенсий, обеспеченная авторитетом фонда и железнодорожной компанией. И с другой, налицо совершенно очевидное административное рвение и даже давление – видимо, в погоне за количественными показателями. Это естественным образом рождает недовольство, которое носит пока большей частью скрытый и пассивный характер, но авторитета всей этой идее не добавляющий. Вывод простой: чтобы снять напряжение, нужно убрать административный нажим, заменив его более глубокой разъяснительной работой и обеспечив право людей свободно входить в состав фонда и выходить из него.

РЖД-Партнер намерен следить за развитием ситуации.

Подчеркнем, ОАО «РЖД» на запрос РЖД-Партнера о взаимоотношениях с фондом и железнодорожниками так и не ответило.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions