Глубина спада рынка постепенно усиливается. Если в феврале этого года было произведено 5,9 тыс. вагонов, то в июне – 4,1 тыс. (против 6,6 тыс. годом ранее). В декабре, как прогнозируется, будет построено не более 2 тыс. вагонов.
На сокращение выпуска подвижного состава влияет ряд факторов, но в основном, говорит директор дирекции научно-технического развития НПК «ОВК» Анна Орлова, это связано с продолжающимся спадом погрузки.
«Просто меньше стройки, меньше продаж угля на экспорт, меньше производства – из-за этого падение погрузки и профицит вагонов», – констатирует она.
При этом дефицит провозной способности по ряду направлений сохраняется. Инфраструктура востребованного Восточного полигона хотя и развивается, но кардинально там картина не меняется.
«За прошлый год мы разогнали все мощности вагоностроительных заводов до 75 тыс. вагонов. И сейчас все заводы сталкиваются с необходимостью сокращения производственной программы», – рассказала А. Орлова.
Подвести к досрочному выбытию
Сегодня потребность в новом подвижном составе, по сути, остается на уровне, который прогнозируется списанием парка – порядка 28–35 тыс. в год.
Стоит сказать, за 5 месяцев списано 12,3 тыс. вагонов. Хотя это в 1,5 раза превышает прошлогоднее значение, данный уровень вагоностроителей не может радовать.
До начала 2030-х годов существенных темпов списания не ожидается. Но уже в 2032–2034 годах может быть списан большой объем – 247 тыс. вагонов, отметил исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.
Отсюда важно разработать меры, которые помогут стимулировать собственников к досрочному списанию устаревающего и низкоэффективного парка. Это, помимо прочего, позволило бы оптимально распределить нагрузку на вагоностроительные компании.
Приоритет должен отдаваться вагонам с улучшенными техническими характеристиками, убежден Е. Семенов, тем более на рынок выводятся перспективные продукты.
В частности, проинформировала А. Орлова, на днях получен сертификат соответствия на серийный выпуск на Тихвинском заводе на хоппер модели 19-9592 для перевозки зерна. Вагон установлен на инновационные тележки с нагрузкой 25 тс/ось. Новая модель отличается увеличенным объемом кузова и грузоподъемностью. Это обеспечивает дополнительную перевозку в поезде дополнительно до 380 т груза по сравнению с составом из аналогов с осевой нагрузкой 23,5 тс.
Добавим, что при общем спаде вагоностроения выпуск инновационного подвижного состава растет. В I полугодии он вырос на 18% к прошлогоднему уровню. Выпущено 11,6 тыс. вагонов с повышенной нагрузкой на ось – это почти 40% от всего объема выпуска подвижного состава.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



