+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2025 09:10:54
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Пазлы железнодорожной логистики сложили на РТУ-2025

XXIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» (РТУ-2025) отличалась насыщенностью проблематики. Респонденты среди ее участников признались, что по степени глубины обсуждения проблем, связанных с организацией цепочек поставок и системы грузоперевозок, сложно было в декабре подобрать аналог из всех мероприятий, так или иначе затрагивавших данные вопросы.
Пазлы железнодорожной логистики сложили на РТУ-2025

По традиции старт дал деловой завтрак. Были представлены мнения экономистов, из которых как из пазлов складывалась картина состояния российской экономики. Статистика показала, что больше половины субъектов РФ показали отрицательную динамику промпроизводства, отметила профессор географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич.

По данным эксперта, все машиностроение оказалось в минусе. Нет ни одного вида массовой продукции, который бы давал плюс. Причем под конец текущего года ситуация ухудшилась. Темпы экономического роста замедлились, согласился главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. В позитиве только те позиции, что связаны с ОПК.

В целом динамика свидетельствует о разноскоростной модели экономики, когда меньшее количество отраслей или производств вытягивают всех. Это как упряжка с тройкой, где тянет только одна лошадь. Это модель неустойчивого роста.

Почему упала погрузка на РЖД

Соответственно, на пленарном заседании тренды в экономике были спроецированы на ситуацию в транспортной системе РФ. И оказалось не так все просто.

Скажем, под влиянием внешних негативных факторов погрузка строительных грузов в целом с начала года снизилась на 11%. По данным участников Ассоциации «Карьеры Евразии», негативную роль сыграла не только сложная ситуация в строительстве: часть снижения погрузки данной номенклатуры – это следствие переключения части объемов на другие виды транспорта – прежде всего автомобильный и в меньшей степени – на водную доставку. И так случилось по причинам, которые не зависят от рыночного спроса на строительном рынке, считает директор по логистике и развитию продаж группы «Базальт» Андрей Ходеев.

Дополнительные объемы грузов были, но на РЖД их не смогли отправить, поделился выводами заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

Доля железных дорог в перевозках отдельных групп предприятий сократилась в пользу переключения на автотранспорт. В частности, металлургических предприятий – с 60% до менее чем 35%, цементных заводов – с 70% примерно до такого же уровня, уточнил исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский. Причины ухода грузов – длительность доставки, ускоренный рост тарифов перевозчика, непрогнозируемые сроки приема груза к перевозке и непредсказуемость сроков доставки.

В частности, борьба ОАО «РЖД» с «лишним» парком и связанные с этим ограничения на перемещения порожних вагонов обернулись потерянными объемами погрузки из-за запирания станций грузополучателей порожними вагонами после выгрузки. Клиенты не могли получить порожний парк и отправить груженые вагоны из-за увеличения количества логконтролей и ограничений, связанных с тем, что инструменты планирования перевозок (СКПП, МКПП) работают непрозрачно и приводят к не полной выгрузке заявок, то есть к фактической потере объемов погрузки.

А вот что можно сказать о ценах: суммарный рост тарифа ОАО «РЖД» (в монопольном сегменте) с 2003 года составил 721% (при инфляции в РФ 565%). При этом рост ставок на полувагоны (в конкурентном сегменте) за тот же период оказался на уровне 333% и на нефтебензиновые цистерны – 267%.

Участники рынка пришли к выводу о том, что если бы в РФ была введена ответственность монополии за ритмичность подачи вагонов и необоснованный отказ в приеме порожних вагонов к перевозке, то значительные объемы грузов остались бы на РЖД.

Их объемы примерно равны потерям стивидоров в перевалке 1,5% массы грузов в 2025 году, подсчитал директор по железнодорожному транспорту АСОП Илья Першин. А это за 10 месяцев текущего года – около 9 млн т сухих и 2,5 млн т наливных грузов.

Качество услуг на сети – что ждать клиенту

Причины снижения объемов контейнерных перевозок были подробно проанализированы в рамках сессии «Контейнерные перевозки и логистика: структурная перенастройка или фаза трансформации?». Согласно представленным данным за январь – ноябрь 2025 года, объем контейнерных перевозок в России снизился до 6,9 млн TEU – против 7,2 млн TEU за аналогичный период 2024 года, сообщил директор по внешнеэкономической деятельности ООО «ТНК» Никита Ананьин.

Качество эксплуатационной работы на сети ОАО «РЖД» значительно снизилось, вынужден был признать в рамках сессии «Как обеспечить высокий уровень транспортных услуг в условиях нестабильной сетевой обстановки?» президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

По его словам, порожние вагоны блокируются на путях необщего пользования или перемещаются на дальние расстояния в отстой. Отчетные параметры намеренно искажаются для «достижения» установленных показателей в холдинге. А работа профильных дирекций не увязана между собой.

Были даны рекомендации, какие меры могут улучшить ситуацию. Среди них – вывод повагонных отправок из под ограничений, введенных в отношении порожнего подвижного состава, смягчение ряда логконтролей и квот на перемещение порожнего парка, увеличение парка маневровых локомотивов, более гибкая тарифная политика в отношении «легких» грузов третьего тарифного класса, взятие под контроль ЦД и ЦФТО повагонных груженых отправок, доставляемых с превышением срока более чем на 10 суток, предложил заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин.

Кроме того, операторы отметили позитивную роль, которую могут сыграть договоры о взаимодействии с ОАО «РЖД» – они открывают дополнительные возможности, а технологическое сотрудничество может стать фактором роста операционной эффективности при оказании услуг, сказал генеральный директор ООО «НХТК» Александр Сапронов.

Цифра, вагоны и управление парками

Цифровые технологии способны помочь операторам улучшить качество управления процессами перевозки и улучшить взаимодействие грузовладельцев с перевозчиком. К такому выводу пришли эксперты в рамках сессии «Цифровизация на железнодорожном транспорте: от пилотных проектов – к системному уровню».

В ОАО «РЖД» намерены внести ряд поправок в АС ЭТРАН, которые отразят принятые в холдинге меры, вытекающие из борьбы с лишним парком и усилением контроля за перемещением порожнего парка. Кроме того, АС ЭТРАН предстоит состыковать с ГИС ЭПД при смешанных перевозках. «И это непростая задача», – отметил главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк.

Для повышения эффективности принятия решений предложено создать цифрового двойника ДМЗИ, где можно проверить, что и как работает, спрогнозировать ход развития событий, сообщил заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Александр Осьминин.

Со стороны операторов, в свою очередь, поступили свои предложения. В частности, выдвинута идея доверительного управления парками. Она основана на договоренности между операторами о взаимозаменяемости вагонов, рассказал советник генерального директора АО «ПГК» Сергей Лахтуров.

О состоянии вагоностроительной отрасли говорилось на сессии «Производство и ремонт парка: как сохранить отрасль в условиях падения спроса?». В последнее время вагоностроителям приходится корректировать свою стратегию и производственную программу, отметили эксперты.

Особенности сюрвейерской деятельности на железнодорожном транспорте осветил председатель А ОЖдПС Андрей Соболев.

Как должна и может быть устроена система железнодорожных тарифов на перевозки угля? Данную тему осветил эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. Тарифы на перевозки угля и порожних вагонов не так уж невыгодны ОАО «РЖД», как это пытается представить перевозчик, к такому выводу пришли эксперты в рамках сессии «Апгрейд тарифной системы: чего ждать грузовладельцам?».

На ней же обсуждалось, какой уровень ставок могут вытерпеть операторы на низком рынке – рынке покупателя услуг по предоставлению вагонов, который сложился в конце 2025 года.

Подписание соглашений и вручение наград

В рамках РТУ-2025 состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и управляющей дирекцией проекта «Евразийский Агроэкспресс» – АНО «Евразийская агрологистика».

РЖД-Партнер вручил дипломы и памятные статуэтки за вклад в развитие рынка транспортных услуг Н. Бузурнюку, П. Иванкину, И. Санковскому и А. Соболеву.

Участие в РТУ-2025 приняли 274 человека – специалисты и эксперты транспортной отрасли, грузовладельцы и операторы, ученые и представители лизинговых компаний.

А в заключении РТУ-2025 в панорамном ресторане «Зимний сад» отеля «Золотое кольцо» состоялся торжественный фуршет с новогодним шоу, викторинами и дегустацией блюд широкого ассортимента.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions