+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.09.2025 11:50:17
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как углю выехать из кризиса

Как углю выехать из кризиса

О том, какие меры поддержки помогли бы пережить угольной отрасли непростое время, обсуждались на прошлой неделе на отраслевом форуме «Уголь 2025».

За спадом новый спад

Экспорт угля из России падает четвертый год подряд. Согласно прогнозам, по итогам 2025-го он сократится к 2024-му на 2,6%, с 194 до 189 млн т. Ожидается также снижение поставок и на внутренний рынок.

При этом поводов для оптимизма в ближайшей перспективе просматривается немного. Наоборот, основатель и глава группы CREON Фарес Кильзие свидетельствует о серьезных вызовах, которые будут влиять на развитие отрасли в ближайшие 3–5 лет.

Это, в частности, бурное развитие низкоуглеродной энергетики у главного мирового потребителя, Китая, в результате чего атомная энергетика и возобновляемые источники энергии обеспечивают уже не менее 80% прироста спроса на электроэнергию на территории КНР.

Это также превращение ряда соседних с РФ стран в поставщиков сырья в адрес тех же потребителей, кто традиционно получал российский уголь. Как пример, Монголия, которая стала крупнейшим экспортером коксующегося угля на китайский рынок, что стало возможным в том числе благодаря развитию транспортной инфраструктуры.

На этом фоне наблюдается увеличение потенциала экспорта угля из США. Примечательно, что администрация президента Дональда Трампа рассматривает возможность признания данного энергоносителя в качестве критически важного минерала.

Российская угольная промышленность, в свою очередь, переживает серьезный кризис, который связан не только с волатильными мировыми ценами, рассказывает начальник отдела аналитических исследований и краткосрочного прогнозирования развития угольной промышленности Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго Анатолий Рожков. Издержки угольщиков растут, а примеров внедрения передовых технологий очень мало.

«С моей точки зрения, Кузбасс уже достиг пика своей добычи. Никаких предложений от производителей угля, основных угольных компаний по закладке каких-то новых угольных шахт сейчас не поступает», – констатирует эксперт.

На сегодня правительством РФ предусматриваются адресные меры поддержки угольщиков, главным образом в виде отсрочки от уплаты налогов. К настоящему времени более 130 предприятий обратились за государственной помощью, и 44 ее уже получили. Но сама отсрочка действует непродолжительное время и, справедливо говоря, серьезного эффекта она не дает, признал представитель РЭА Минэнерго.

Подходы к тарифной политике

Все большую долю в себестоимости угольной продукции занимает логистическая составляющая, причем много говорится о растущей нагрузке на отправителей с точки зрения тарифов РЖД. Хотя в самой монополии указывают на то, что в тарифной системе Российских железных дорог уголь является грузом 1-го класса, на отправки которого применяются коэффициенты 0,55–0,75 в зависимости от дальности перевозки (сегодня во внутрироссийском сообщении она в среднем составляет 1,1 тыс. км, а при экспортной поставке – 4,3 тыс.). Например, при перевозках на восток угольные компании используют такие скидки по максимуму, то есть снижение от базового тарифа составляет 45%.

C 1 сентября 2003 года по 30 июня 2025-го объем данного вида поддержки со стороны железнодорожников представителям угольной отрасли оценивается в 2,9 трлн руб., отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Тем не менее за счет ежегодных индексаций и в условиях нестабильных цен сбыта тариф РЖД для угольщиков стал довольно чувствительным, соглашается он. Отсюда вполне уместны звучащие предложения вернуть понижающие коэффициенты на угольные перевозки по ряду экспортных направлений.

По мнению эксперта, вполне можно рассмотреть вариант возвращения данной скидки, но целесообразно применить следующую логику: «Ребята, у вас сложная ситуация, мы готовы пойти вам навстречу, но когда ситуация изменится, давайте посмотрим на нее взаимовыгодно. Если мы вам здесь помогаем, то и вы в дальнейшем помогайте нам. То есть можно использовать компенсационную схему».

Похожий опыт, обращает внимание П. Иванкин, был в середине 1990-х годов, когда для угольщиков устанавливались специальные ставки. Угольные разрезы тогда имели перед Министерством путей сообщения задолженность за оказанные услуги, но в МПС понимали, что перевозить грузы на экспорт все равно нужно.

Поэтому была применена схема: для отправителей устанавливалась спецставка, при этом экспортер дополнительно платил сумму, которая рассчитывалась из того объема задолженности перед МПС, которая имелась у того или иного предприятия.

«В нынешней ситуации мы можем предложить такой вариант событий. Когда внешние цены по углю будут отрастать, предлагается компенсационная схема, которая будет рассчитана по каждому разрезу исходя из того, какой вид поддержки со стороны РЖД в виде субсидий был получен», – рассуждает П. Иванкин.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions