• Ставка на полувагон
    1700
    -23 %
    руб./сут.
    июнь 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 60.45 0.07 EUR ЦБ РФ 61.7 0.15
    BTC 24615.65 usd BTC 1482600.60 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2022 16:19:35
Водный транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

На сегодня все устойчивые грузопотоки на реке нарушены

Уже сейчас понятно, что речная навигация 2022 года предстоит не самая легкая. Основные перевозки по реке сейчас приходятся на нефть и нефтепродукты по коридору Юг – Север (с Каспия в сторону Санкт-Петербурга). В связи со спецоперацией на Украине высока вероятность того, что такие перевозки, так же как и перевозки между южными портами Астрахань – Ростов-на-Дону, могут в разы уменьшиться. Впрочем, уже в прошлом году наблюдалось значительное снижение судопотока в районе Ростова-на-Дону. Азовское море вряд ли откроется к началу навигации, а значит, и грузопоток с портов Азовского моря будет существенно сокращен.
На сегодня все устойчивые грузопотоки на реке нарушены
Топливо будет дорожать, а значит, себестоимость перевозки одной тонны груза тоже будет уверенно ползти вверх. И такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока судоходные компании не поймут, что флот надо строить, исходя из габаритов водного пути, а не подгонять потом водный путь под построенные суда. Яркий пример – пассажирский теплоход проекта PV300 «Петр Великий», строящийся сейчас за судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области. Его осадка по проекту должна составить 3,60 м. При гарантированном габарите судового хода в 4,0 м для этого лайнера оказывается полностью непроходимым тот самый узкий участок от Городца до Нижнего Новгорода, где на некоторых перекатах гарантированная глубина составляет всего 3,5 м. Тоже самое касается и большегрузных судов с большой осадкой.

Увеличение времени ожидания шлюзования в Городце увеличивает срок доставки груза и стоимость перевозки.

Что касается номенклатуры перевозимых грузов, то здесь также может произойти существенное изменение. И опять же причины экономические и политические.

Например, раньше в Москву привозили по воде большое количество нерудных строительных материалов (песок, щебень, ПГС). Сейчас объемы будут существенно снижены. Причина тому – решение правительства Москвы о ликвидации двух грузовых портов Северный и Южный и строительстве на их месте жилых кварталов.

Раньше эти порты являлись мощными логистическими центрами, где перегружали массу различных грузов: песок, щебень, ПГС, руду, уголь, соль, зерно, лес, контейнеры, овощи и даже автомобили. Но сейчас все больше зерна отправляется не в центральную часть, а на экспорт (через Ростов-на-Дону в сторону Азовского и Черного морей).

Если раньше на юг шли лес, пиломатериалы, в обратную сторону руда, соль, уголь, овощи-фрукты, контейнеры, то на сегодняшний день все эти устойчивые грузопотоки нарушены.

По моему мнению, в настоящее время государство должно взять на себя некоторое субсидирование работы речного флота и государственное регулирование цен на ГСМ, чтобы за счет этого снизить стоимость перевозки грузов. Необходимо всячески поощрять судоходные компании за строительство судов с небольшой осадкой и грузоподъемностью (до 3 тыс. т), чтобы облегчить прохождение узких участков на реке. Это также необходимо делать и потому, что не всегда удается обеспечить необходимый грузопоток. Ведь загрузить зерном теплоход грузоподъемностью 2–3 тыс. т в один адрес проще, чем 5 тыс. т.

Кроме того, необходимо наладить взаимодействие между администрациями бассейнов внутренних водных путей и «РусГидро» в рамках межведомственной рабочей группы. Она существует и сейчас, но представители Росморречфлота чаще всего отстаивают интересы не всей отрасли, а вполне конкретных судовладельцев (танкеры). Также, как мне кажется, стоит вернуть в работу буксиры-толкачи, что позволит увеличить оборачиваемость флота.

Но не стоит строить буксиры-толкачи, которые могут за один раз тащить 12 барж: в настоящее время это неактуально. А вот работа на относительно коротком плече могла бы быть весьма эффективной.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions