Грузооборот предприятия Tallinna Sadam в отчетном периоде сократился на 21%, до 8,34 млн т. Отрицательная динамика доминирует. В то же время в администрации порта подчеркивают, что уменьшение объемов не является непредвиденным, а, наоборот, вполне прогнозируемым фактом. Основной грузопоток порта многие годы шел в направлении Восток – Запад. Но модель эта начала меняться: теперь становится все больше грузов, которые поступают с моря и рассеиваются на ближайших рынках. И еще в порту прекрасно понимают логику роста прямого экспорта нефтепродуктов и угля из России, минуя порты Балтии.
Наибольшее влияние на грузооборот Таллинского порта в январе – апреле текущего года оказали два основных фактора, пояснил председатель правления порта Айн Кальюранд. Один из них связан с низкой рыночной стоимостью на нефтепродукты (а это 62% всего объема грузов гавани), когда трейдеры предпочитают хранить грузы в емкостных резервуарах порта до лучших времен. Эта тенденция прослеживается давно, но с конца прошлого года оборачиваемость парка заметно упала. В итоге за 4 месяца перевалено всего 5,21 млн т нефтепродуктов (-30,1% к уровню 4 месяцев 2013 г.).
Снижение грузооборота порта объясняется в том числе и влиянием экономического кризиса. Ослабление рубля заметно отразилось на покупательной способности соседних с Эстонией рынков. Так, импорт контейнеров в Россию просел до 71,391 тыс. TEU (-20,2%), перевалка контейнерных грузов упала до 602 тыс. т (-14,5%), сборных – до 234,2 тыс. т (-0,5%). Хотя многие эксперты полагают, что уже во второй половине года рубль окончательно стабилизируется и торговля постепенно начнет оживать. Специалисты считают, что итоговые показатели Таллинского порта в этом году также выравняются и снижение не превысит 10%, до 25,5–26 млн т против 28,3 млн т в позапрошлом году.
В плюсовом поле Tallinna Sadam за 4 месяца лишь обработка насыпных грузов – 891,1 тыс. т (+17,2%). По большей части этот сегмент формируют минеральные удобрения – 565 тыс. т. Кстати, помимо прямых отправок, удобрения часто поступают морем, затем смешиваются на складах, пакуются, в том числе в биг-беги. Эти грузы оформляются как в виде морских отправок, так и в контейнерах напрямую автомобилями до потребителей, занятых фермерским бизнесом в республике.
Несмотря на потерю грузопотоков, по словам А. Кальюранда, отрицательные показатели не сказываются на доходах предприятия. Дивиденды порта за 2014 год выросли до €31,9 млн с учетом НДС. Порядка половины доходов порта составляют поступления от судозаходов и пассажирских паромных и круизных перевозок. А по пассажиропотоку Таллин в прошлом году занял третью позицию в регионе после портов Хельсинки и Стокгольм. Делая ставку на этот бизнес, в 2015–2016 гг. администрация гавани планирует инвестировать в развитие инфраструктуры пассажироперевозок около €70 млн.
Наталия Вострухова-Дон
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



