Однако напомним, что на танкеры ставки их фрахта в российских портах резко подскочили вверх и в январе 2025 года – под влиянием введения санкций США против российских нефтяных компаний и танкерного флота («Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Совкомфлот»).
Например, стоимость фрахта из Новороссийска в Индию увеличилась на 59–60% (до $8,5–9,5/барр.), в Китай – на 47% (до $11,5/барр.), а в Турцию – на 75% (до $4,8/барр.). Для дальневосточного порта Козьмино рост составил 340% – до $7,1/барр. Однако затем логистика адаптировалась к новым условиям, и фрахт снизился. Правда, полностью прироста ставок не отыграл.
А осенью стоимость перевозок танкерами пошла вверх. В частности, на танкеры Capesize в Китай фрахт подорожал на 0,8–3,7%. Больше всего из Тамани, в наименьшей степени – из портов Восточный и Ванино. В Индию перевозка танкерами Capesize подорожала на 0,2–0,7%, в Южную Корею – на 0,5–0,9%. Транспортировка в Турцию подорожала только для Panamax из Усть-Луги – на 7,2%. Аналитики NEFT Research и ИЦЦ рост ставок объяснили ограниченной доступностью тоннажа и задержками в отдельных портах. Исключение составили только танкеры Aframaх для нефти: для них ставки стабилизировались на летнем уровне.
По поводу изменения ставок на перевозки светлых нефтепродуктов точных данных нет. С одной стороны, спрос на них сократился из-за действия ограничений на экспорт бензина и дизтоплива из РФ. А с другой – образовались локальные дефициты тоннажа, в том числе для нафты и прямогонных нефтепродуктов. Соответственно, в одних рейсах ставки выросли, а в других снизились. Причем в основном снижение коснулось отправок светлых нефтепродуктов через Балтику.
Стоимость перевозки российских темных нефтепродуктов также была волатильной. Она колебалась в зависимости от спроса на бункерное топливо. При его вывозе в Турцию наблюдался выборочный рост. На востоке периоды спада сочетались с прибавками. При этом на фрахт давило снижение экспорта российского мазута. Впрочем, и мировые индексы стоимости фрахта в течение 2025 года двигались разнонаправленно, но в целом оставались выше, чем в 2024 году. А осенью летний уровень ставок был превышен. Данные Vortex указывали на приток флота на рейсы, связанные с РФ, только в сегментах контейнеровозов и балкеров, а часть старых танкеров перенаправили на более доходные маршруты, что сократило их предложение для сервисов из РФ в Китай.
Что касается атак на танкеры в южных морях, то они не остановят экспорт нефти из России, но цена перевозки в АЧБ повысится из-за увеличения величины страховки флота. На ставки фрахта это влияние не окажет, поскольку стоимость старых танкеров (и их ремонта) несопоставимо меньше стоимости перевозимого груза. Повреждение нескольких судов в балласте не может оказать существенного влияния на баланс спроса и предложения. Это скорее вопрос «порчи отношений» между рядом иностранных государств и Украиной, чем ограничитель поставок нефти из РФ.
Напомним, что теневой флот в целом – часть нынешней системы морских перевозок. И он насчитывает не менее 300 судов.
Подробнее о ставках на разные виды морских перевозок грузов – см. публикацию в журнале РЖД-Партнер, № 1–2 (557–558) январь 2026 г.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



