Общая картина обработки контейнеров в российских портах показывает разнонаправленную динамику по бассейнам. Дальневосточный бассейн показал снижение на 12,6% – до 1724 тысяч TEU против 1972 тысяч TEU за аналогичный период 2024 года, что эксперты связывают с замедлением торговли с Китаем и перетоком грузов на сухопутные маршруты. В то же время Азовско-Черноморский бассейн увеличил объемы на 5,4%, до 828 тысяч TEU, а Балтийский – на 6,1%, до 1272 тысяч TEU. Арктический бассейн, напротив, сократил перевалку на 7,8%, до 130 тысяч TEU. Азовско-Черноморский бассейн продолжает усиливать привлекательность за счет развития логистических маршрутов и диверсификации географии отправок, отмечает А. Гармаш.
Динамика перевалки контейнеров через Новороссийск в последние годы была неравномерной. После резкого роста на 31,1% в 2021 году до 1066 тысяч TEU в 2022 году рост замедлился до 6,5%, а в 2023 году последовало падение на 8,5%. Прогноз на 2025 год предполагает снижение до 763 тысяч TEU, что на 6,1% ниже показателя 2024 года. В 2025 году продолжилось отставание от прошлогодних показателей, особенно заметное в III квартале, где грузопоток опустился ниже сезонных норм. Это связано со слабым прогнозом на рефрижераторный сезон 2025–2026 годов из-за сложностей в турецкой экономике и снижением отправок зерновых из-за падения спроса в Китае.
Структура перевозок через южные порты России показывает рост по ключевым экспортным позициям: перевозки сухих грузов выросли на 4,2%, рефрижераторных – на 22,9%. Импорт рефрижераторов увеличился на 21,6%, чему способствовал существенный рост ввоза картофеля из Египта. В то же время импорт сухих грузов сократился на 1,2%. Объем порожних контейнеров значительно вырос: экспортных – на 6,2%, импортных – на 26,7%.
Среди ключевых трендов – стабильный рост экспорта мясных продуктов в рефрижераторных контейнерах, а также ограничение экспортного потенциала из-за высокого курса рубля, хотя наливные грузы и удобрения показывают положительную динамику. По мнению А. Гармаша, главной проблемой отрасли остается дорогой уголь, однако рынок чувствует себя относительно стабильно на фоне общей ситуации в стране.
Работа терминалов Новороссийска также характеризуется неравномерностью: в мае 2025 года ООО «НУТЭП» установило рекорд в 77,3 тысячи TEU, но уже в августе – сентябре лидерство перешло к АО «НЛЭ» из-за проблем у крупных клиентов «НУТЭП». При этом перевалка в ПАО «НИТП» практически не ведется, что свидетельствует о концентрации грузопотока на двух основных операторах.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



