+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2025 16:48:33
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Суверенный флот и глобальная конкуренция: сможет ли Россия занять место среди морских гигантов?

Сегодня около 80% всей мировой торговли обеспечивается морским транспортом, и особенно важное место в этой системе занимают контейнерные перевозки. Совокупная емкость мирового контейнерного флота оценивается в 33 млн TEU. На этом фоне показатели России выглядят крайне скромно: крупнейший отечественный оператор – компания FESCO – занимает лишь 36-е место в рейтинге Alphaliner и располагает около 45 тыс. TEU.
«А всего у флота с российскими бенефициарами, если брать первую сотню Alphaliner, – 105 тыс. TEU. И мы здесь безнадежно отстаем», – отметил на «Транспортной неделе» генеральный директор FESCO Петр Иванов.

Эти данные стали важным поводом для обсуждения: российский контейнерный флот на фоне глобального судоходства выглядит не просто небольшим, а буквально «капелькой в океане».

Лидеры мирового рынка – вне досягаемости?

Масштабы деятельности ведущих мировых операторов не оставляют сомнений в текущем положении России. Только один международный перевозчик, такой как MSC, обладает флотом в 7 млн TEU. Крупные конгломераты оперируют около 1 млн TEU. Российские же компании в совокупности обеспечивают лишь около 0,3% от всей мировой контейнерной емкости.

Такая картина объективно показывает: на данный момент роль России в глобальной логистике предельно мала. Однако перед страной стоит принципиальный выбор – продолжать играть по чужим правилам или выстраивать собственный независимый маршрут.

«Нам надо в первую очередь идти по тому пути, по которому пошли уже многие страны в международных контейнерных перевозках морем – они объединяют компании», – поясняет П. Иванов.

Примером служит Япония, где несколько крупнейших судоходных операторов – Mitsui O.S.K. Lines, Nippon Yusen Kaisha и K Line – объединили свои ресурсы под брендом ONE (Ocean Network Express). Их совокупный флот составляет более 2 млн TEU. В Китае два гиганта – COSCO и China Shipping – сформировали единую структуру с общим парком в 5 млн TEU.

Подобные слияния позволяют компаниям не только наращивать тоннаж, но и выходить на принципиально новый уровень конкуренции. Крупные операторы способны диктовать тарифные условия, обеспечивать высокую скорость оборота судов, предлагать клиентам широкую сеть маршрутов и гарантированный уровень сервиса.

На фоне этих тенденций российский рынок, по словам главы FESCO, развивается слишком фрагментарно. Отдельные игроки демонстрируют рост, но рынок в целом остается раздробленным. Движение к укрупнению – это, по его мнению, единственный путь, способный приблизить Россию к международным масштабам.

«И нам, наверное, идти надо по этому пути, – говорит П. Иванов. – Как превратить 105 тысяч в миллионы? Это реально. Нам нужно работать на международных рынках. Мы начали с прошлого года открывать линии между странами Юго-Восточной Азии без захода в российские порты. Мы можем там конкурировать, мы понимаем, как это сделать. Нам нужно укрупнение флота, нам нужен свой суверенный флот, и все возможности для этого у нас сегодня есть».

Суверенный флот – не идея, а экономическая необходимость

Создание собственного контейнерного флота – это не вопрос амбиций, а инструмент решения конкретных стратегических задач. Прежде всего речь идет об обеспечении стабильных экспортных поставок, которые критически важны для национальной экономики. Суверенный флот также необходим для выполнения государственной цели – увеличения несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2030 году.

Кроме того, наличие собственного морского парка снижает зависимость от иностранных логистических операторов на ключевых маршрутах, способствует развитию переработки и созданию продукции с добавленной стоимостью внутри страны. Таким образом, суверенный флот – это элемент национальной экономической безопасности, а не просто отраслевой проект.

Новая реальность: логистика как поле политического давления

По словам гендиректора FESCO, правила ВТО сегодня практически утратили свою эффективность: принципы открытого рынка, равноправного доступа и отсутствия дискриминации больше не действуют.

Современная логистика все чаще становится не экономическим, а политическим инструментом. Морские перевозки используются как средство давления, и в таких условиях защита собственных интересов требует перехода к иной модели регулирования.

Зеркальные меры как ответ

«Европейские порты не принимают российские суда – Россия может не пускать европейские.
Не признаются российские страховки – можно не признавать европейские.
Вводятся дискриминационные условия – и Россия вправе реагировать аналогично», – подчеркнул П. Иванов.

Логика таких шагов основана на принципе паритета. Это означает, что Россия вправе вводить зеркальные ограничения для защиты собственных судовладельцев, формирования независимой логистической инфраструктуры и устранения политически мотивированной зависимости от внешних решений.

Заключение: как закрепиться среди глобальных игроков

Если Россия сосредоточится на консолидации операторов, проведет политику защиты внутреннего рынка с помощью зеркальных мер и продолжит развитие логистической инфраструктуры, это даст не только рост тоннажа, но и устойчивую позицию в глобальной системе контейнерных перевозок.

Возможно, речь не идет о лидерстве – ни о первом, ни даже о десятом месте. Однако у России есть шанс занять собственную, независимую и конкурентоспособную нишу на мировом рынке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions