Ремонт в гостях – хорошо, а дома…
О поддержке отрасли сегодня говорилось на парламентских слушаниях.
Одним из главных вызовов, с которыми сталкиваются морские перевозчики, связан с организацией ремонтных работ, подчеркнул секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Почти 70% отечественных судовладельцев ремонтируют флот за рубежом. Это в основном Китай, Южная Корея, Турция.
«Безусловно, проблема в дефиците крупнотоннажных доковых мощностей судоремонтных предприятий и в санкциях на поставку запасных частей и оборудования. Нам необходимо наращивать внутренние мощности и повышать конкурентоспособность наших судоремонтных предприятий», – заявил Р. Чекушов.
О том, что российский флот в немалой степени продолжает ремонтироваться за границей, подтверждают в прибрежных регионах.
Как рассказал министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин, в Приморье ежегодно в рамках очередного промежуточного освидетельствования ремонтируется не более 300 судов, хотя этой процедуре подлежит не менее 800.
«Так вот 500 судов уходят в Юго-Восточную Азию. И объем недополученных доходов оцениваем более 10,5 млрд руб. в год. Это только в Приморье», – проинформировал министр.
Отчасти на проблематику влияет отставание в техническом развитии предприятий. Необходимы модернизация и строительство судоподъемных сооружений: доки находятся в изношенном состоянии, и их критически не хватает. Возможно, стоит создать отдельную программу, наподобие промышленной ипотеки, предлагает С. Калитин.
С гибким подходом
До недавнего делались попытки государственной поддержки отечественного судоремонта.
Еще в 2023 году был подписан закон об обнулении ставки налога на добавленную стоимость для судоремонтных компаний. Для получения этой преференции предприятия должны были заключить до конца 2024 года соответствующее инвестиционное соглашение, в том числе гарантировав, что в собственные мощности они инвестируют не менее 20% от выручки.
Ожидалось, что новация станет существенной мерой поддержки. Однако из примерно 1,4 тыс. предприятий в России ей решили воспользоваться лишь 5, рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Преференция по обнулению НДС оказалась не востребована по причине жестких обязывающих условий в договоре и высоких экономических рисков. Механизмы льготы должны предусматривать определенную гибкость.
«Инвестиционные соглашения устанавливаются на очень короткий срок, не достаточный для инвестора. Исключаются любые [иные] инвестиционные вложения, например, в трудовые ресурсы, обучение людей, а это на сегодняшний день главный дефицит», – обращает внимание Г. Зверев.
Ранее участники рынка отмечали, что предлагаемый по инвестсоглашению срок окупаемости инвестиций составляет всего 7 лет, что мало для судоремонтной отрасли. Необходимо его увеличить до 15 лет.
Еще одним ограничительным фактором является то, что преференции не распространяются на случаи, когда речь идет об арендуемых судоремонтником площадях, причальных сооружениях.
Чтобы мера по обнулению НДС имела эффект, президент ВАРПЭ предлагает ее скорректировать. «Нужно актуализировать [соответствующий] приказ, чтобы эта мера поддержки начала работать. А потребность в ней есть», – заверил он.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



