+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.05.2025 09:42:10
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Судоходство на СМП влияет на экологию и биоразнообразие: проблемы и решения

СМП – тот транспортный путь, на который сегодня возлагаются большие надежды в части экономического роста и роста объемов торговли. Однако активное развитие судоходства там может сказываться на экологии и биоразнообразии. Какие риски возникают при антропогенном влиянии «оживления» СМП на природу, обсудили спикеры Международной научно-деловой конференции POLAR-2025.
В чем опасности….

Директор по развитию АНО «Экологический центр «Экофактор» Илья Черноок, выступая на пленарном заседании конференции, заметил, что сегодня СМП становится ограничителем для животных (как для морских млекопитающих, так и для белых медведей) и влияет на их пути миграции, на ареал обитания.

Среди рисков, которые меняют жизнь животных, – не только загрязнение, но и нарушение ледового покрова. Это, к слову, дополнительный фактор, который совместно с изменениями климата действует пагубно. Примером воздействия можно считать выход белых медведей к береговой линии в поисках пищи.

Арктика – самая большая территория с точки зрения площади ООПТ, но эти же площадки затрагивает активная хозяйственная деятельность. Эксперт выделил несколько мест, где влияние особенно сильное – это регион Карского моря, в восточной части СМП – Чукотское и Берингово моря. Наиболее интенсивная встреча животного мира с развитием пути приходится на Карское море – там сконцентрированы точки добычи минерального сырья, работа Группы компаний «Новатэк», «Газпрома», «Восток Ойл».

«Мы видим, что растет грузооборот на восточной части СМП, практически вся проходка идет по проливу Лонга и Берингову проливу. Трассы судов нарушают ледовый покров, что особенно критично для морских млекопитающих с молодняком и приводит к значительной гибели животных», – добавил И. Черноок. Михаил Григорьев, директор консультационной компании «Гекон», член Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, комментируя тему, добавил, что среди проблемных можно назвать и район Кандалакшского залива в Белом море, где выход из порта Кандалакша также нередко сопряжен с потерями морских млекопитающих, в частности, бельков.

Особенно большое воздействие на морских млекопитающих, на их миграционные пути, на территории СМП оказывается в пору весеннего судоходства.

По словам И. Черноока, как напряженную можно расценивать и ситуацию с популяцией морских млекопитающих и белого медведя на Чукотке. Это совместная популяция России и США – чукотско-аляскинская.
Более 80% животных, по нашим оценкам (единственное совместное исследование было в 2016 году), находятся на территории России, сказал эксперт, но уточнил, что и для Аляски белый медведь является значимым видом. Текущая ситуация и точка зрения на вопросы сохранения этой популяции могут привести к мерам по ограничению движения по Беринговому проливу – для сохранения популяции.

«Сегодня правительством США проводится учет в своей зоне морских млекопитающих и белых медведей. Данные, которые они получат, могут быть интерпретированы с целью ограничения судоходства по российской части СМП», – считает И. Черноок. Отметим, что в 2007 году вступило в силу Соглашение между правительством РФ и правительством США о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя.

…И как с ними бороться

Помимо рисков, эксперт обозначил и задачи, которые могут эти риски минимизировать: это создание возможностей получения регулярной и достоверной инструментальной информации о расположении и распределении популяции морских млекопитающих, создание имиджа СМП как экологически безопасного для морских млекопитающих места (это должны подтверждать результаты проводимых исследований и действие меры, ограничивающих воздействие на биоразнообразие), формирование положительного имиджа компаний, работающих в Арктике, как экологически ответственных природопользователей.

«Это возможно при регулярности и системности исследований, анализа полученных данных. Данные, которые получаются сейчас, носят разрозненный характер. Необходима координация действий всех участников мониторинга и применение единых технологий», – указывает эксперт. Также необходима разработка рекомендаций и мероприятий по минимизации воздействия на биоразнообразие, освещение в научной и общественной среде результатов применения разработанных мероприятий.

Объектом подробных наблюдений, добавил И. Черноок, может стать белый медведь: «Ограниченность ресурсов не позволяет исследовать весь диапазон, а белый медведь, являясь вершиной пищевой цепи, позволяет оценить климатические и антропогенные факторы и их влияние».

По мнению М. Григорьева, необходима также работа по разработке оценки экономического ущерба биоте при развитии деятельности на СМП.
Генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» (ГК «Росатом») Сергей Зыбко высказал мнение, что экологическая повестка важна, но в некоторых случаях используется как политическое оружие для ограничения развития – в данном случае судоходства по СМП.

Для работы без ущерба биоразнообразию, считает эксперт, нужны не ограничения, а, скорее, адаптивные правила: «Мы должны использовать западный опыт. В Бостоне есть сезонное ограничение скорости из-за китов. Скорость ограничивается до 10 узлов, тогда можно разойтись [судам с китами]. Это хороший пример».

В выработке правил, уточнил С. Зыбко, идет совместная работа с Центром морских исследований МГУ.

В Центре также отмечают, что рост интенсивности судоходства на СМП не только обеспечивает потенциальный экономический рост и развитие Арктического региона, но и ставит вызовы в вопросах обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Арктики. Об этом заявил гендиректор Центра Николай Шабалин.

Для установления экологической безопасности Центр разработал программу экологического мониторинга Севморпути. Результатами разработки Н. Шабалин поделился на POLAR 2025.
«Мы предложили единую программу комплексного мониторинга окружающей среды и биоразнообразия в акватории СМП, разработали систему мероприятий по мониторингу и контролю состояния окружающей среды, определили 80 полигонов мониторинга, включая портовые зоны, меридиональные разрезы через импактные и фоновые районы акватории СМП, стационарные полигоны наблюдения за птицами и морскими млекопитающими», – сообщил Н. Шабалин.

Он утонил, что в 2021–2025 годах Центр по инициативе «Росатома» проводит работы, связанные с проработкой системы экологического мониторинга акватории СМП, концепции устойчивого судоходства и разработкой мер по минимизации воздействий на морских млекопитающих. Состав работ включает мониторинг гидрометеорологических условий, атмосферного воздуха, морских вод, донных отложений, различных компонентов биоты (бактериопланктон, зоопланктон, фитопланктон, ихтиопланктон, макробентос и макрофиты), токсикологические исследования, контроль биологических инвазий и загрязненности микропластиком, наблюдения за морскими птицами и морскими млекопитающими.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions