+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2025 13:53:44
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Судам старше 40 лет хотят ограничить заход в порты

Перевозчики считают, что это серьезно ударит по предприятиям водного транспорта.

Обновление с понуждением

В настоящее время в Российском морском регистре судоходства зарегистрировано 3,6 тыс. судов. Средний возраст флота – 29 лет. В Российском классификационном обществе (Российский речной регистр) зарегистрировано около 220 тыс. судов внутреннего и смешанного плавания. Здесь средний возраст – 38 лет.

Проблему старения флота предполагается решить несколькими способами. Прежде всего, предусматривается обновление техники.

Как сообщил статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов, в 2020–2024 годах построено 231 судно. К 2034 году запланировано строительство еще 297 ед. флота. «Средний возраст судна сегодня – 34 года. Наша целевая задача – сократить его до 22,5 лет», – обозначил Р. Чекушев.

При этом не исключены регуляторные меры. В частности, замминистра транспорта РФ Александр Пошивай рассказал о подготовке нормативно-правовых документов. Подготовлен план о поэтапном запрете допуска в порты судов старше 40 лет. Вопрос пока находится в стадии согласования, перейти к данной мере предлагается с 1 января 2030 года.

«В отсутствие ограничений часть судовладельцев продолжает финансировать поддержание устаревших судов, что повышает аварийные и экологические риски. Правительством поручено до 30 декабря текущего года представить согласованное предложение о поэтапном запрете допуска в порты РФ российских и иностранных судов старше 40 лет», – проинформировал А. Пошивай.

Кроме того, предлагается ввести дифференцированные портовые сборы в зависимости от возраста кораблей: базовый уровень для молодого флота и повышающие коэффициенты для старших возрастных групп.

Реакция перевозчиков

Как сообщил гендиректор АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Павел Виноградов, в прошлом году в акваториях российских портов работало 5,3 тыс. ед. флота. Из них под возможные ограничения подпадет 3,5 тыс. судов, в том числе около 1,5 тыс. судов, предназначенных для транспортировки грузов, или 52% грузового флота. Хуже всего будет в сегменте речных перевозок – запрет затронет 92% речфлота.

Причем это специфичные суда. Если вместо них на речные маршруты поставить суда класса «река-море», то эффективно они в отличие от речных сухогрузов типа «Волго-Дон» работать не смогут, говорит П. Виноградов, поскольку загрузка по факту у них будет гораздо меньше.

Но самое главное, недоумевает он, как восполнить дефицит флота в случае ограничений: в ближайшие годы планируется построить 120 судов, тогда как по-хорошему нужно заменить все выпадающие из эксплуатации вследствие запрета 1,5 тыс.

Если запрет захода в порты судам старше 40 лет, то вместе с выбытием значительной части флота это обернется повышением тарифов на перевозку водным транспортом, ориентировочно на 40–45%.

«Ряд грузопотоков прекратит существование. Например, экспорт зерна из центрального Поволжья по-другому, как водным транспортом, перевести невозможно. Строительные грузы из Ладоги и Онеги тоже могут перевозиться исключительно водным транспортом», – обратил внимание руководитель Волжского пароходства.

Он предлагает вводить ограничения не из-за возраста, а по техническому состоянию судна. Естественно, данный вопрос необходимо синхронизировать с реалистичными планами по постройке флота. И здесь необходимо предусмотреть субсидии при покупке новых судов.   

По словам П. Виноградова, группа из 12 крупных судовладельцев подготовила обращение в Совет Федерации относительно последствий, которые могут возникнуть после введения ограничений по заходу в порты.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions