Обновление с понуждением
В настоящее время в Российском морском регистре судоходства зарегистрировано 3,6 тыс. судов. Средний возраст флота – 29 лет. В Российском классификационном обществе (Российский речной регистр) зарегистрировано около 220 тыс. судов внутреннего и смешанного плавания. Здесь средний возраст – 38 лет.
Проблему старения флота предполагается решить несколькими способами. Прежде всего, предусматривается обновление техники.
Как сообщил статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов, в 2020–2024 годах построено 231 судно. К 2034 году запланировано строительство еще 297 ед. флота. «Средний возраст судна сегодня – 34 года. Наша целевая задача – сократить его до 22,5 лет», – обозначил Р. Чекушев.
При этом не исключены регуляторные меры. В частности, замминистра транспорта РФ Александр Пошивай рассказал о подготовке нормативно-правовых документов. Подготовлен план о поэтапном запрете допуска в порты судов старше 40 лет. Вопрос пока находится в стадии согласования, перейти к данной мере предлагается с 1 января 2030 года.
«В отсутствие ограничений часть судовладельцев продолжает финансировать поддержание устаревших судов, что повышает аварийные и экологические риски. Правительством поручено до 30 декабря текущего года представить согласованное предложение о поэтапном запрете допуска в порты РФ российских и иностранных судов старше 40 лет», – проинформировал А. Пошивай.
Кроме того, предлагается ввести дифференцированные портовые сборы в зависимости от возраста кораблей: базовый уровень для молодого флота и повышающие коэффициенты для старших возрастных групп.
Реакция перевозчиков
Как сообщил гендиректор АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Павел Виноградов, в прошлом году в акваториях российских портов работало 5,3 тыс. ед. флота. Из них под возможные ограничения подпадет 3,5 тыс. судов, в том числе около 1,5 тыс. судов, предназначенных для транспортировки грузов, или 52% грузового флота. Хуже всего будет в сегменте речных перевозок – запрет затронет 92% речфлота.
Причем это специфичные суда. Если вместо них на речные маршруты поставить суда класса «река-море», то эффективно они в отличие от речных сухогрузов типа «Волго-Дон» работать не смогут, говорит П. Виноградов, поскольку загрузка по факту у них будет гораздо меньше.
Но самое главное, недоумевает он, как восполнить дефицит флота в случае ограничений: в ближайшие годы планируется построить 120 судов, тогда как по-хорошему нужно заменить все выпадающие из эксплуатации вследствие запрета 1,5 тыс.
Если запрет захода в порты судам старше 40 лет, то вместе с выбытием значительной части флота это обернется повышением тарифов на перевозку водным транспортом, ориентировочно на 40–45%.
«Ряд грузопотоков прекратит существование. Например, экспорт зерна из центрального Поволжья по-другому, как водным транспортом, перевести невозможно. Строительные грузы из Ладоги и Онеги тоже могут перевозиться исключительно водным транспортом», – обратил внимание руководитель Волжского пароходства.
Он предлагает вводить ограничения не из-за возраста, а по техническому состоянию судна. Естественно, данный вопрос необходимо синхронизировать с реалистичными планами по постройке флота. И здесь необходимо предусмотреть субсидии при покупке новых судов.
По словам П. Виноградова, группа из 12 крупных судовладельцев подготовила обращение в Совет Федерации относительно последствий, которые могут возникнуть после введения ограничений по заходу в порты.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



