Отдельная шкала предусмотрена для судов китайской постройки – также начинается с 0 долларов на первые полгода, далее ставка вырастет до 33 долларов за тонну к 2028 году. При этом действует оговорка: если расчет по тоннажу превышает альтернативные сборы (от 120 до 250 долларов за выгруженный контейнер), применяется более высокая ставка.
Исключения предусмотрены для:
- судов, эксплуатируемых под флагом США в каботаже,
- специализированных сухогрузов,
- судов с грузами для правительства США,
- порожних судов,
- малых судов (до 4000 TEU и дедвейтом не более 55 тыс. тонн),
- судов, заходящих с коротких маршрутов (до 2000 морских миль),
- судов, находящихся в американской собственности не менее чем на 75%,
- судов, работающих на Великих озерах.
USTR предоставляет возможность освобождения от сборов на три года тем операторам, которые закажут и примут судно аналогичного размера, построенное на американской верфи в течение этого срока.
Сборы также будут применяться к автомобильным перевозчикам иностранного производства – сначала на уровне 0 долларов в течение полугода, затем до 150 долларов США за каждую автомобильную единицу (CEU). Цель – стимулировать строительство судов типа ro-ro в США.
Второй этап реформы включает ограничение на транспортировку СПГ иностранными судами, вступающий в силу не ранее чем через три года и рассчитанный на 22-летний переходный период. Эти меры направлены на поддержку судов, работающих на сжиженном природном газе и построенных в США.
Помимо сборов, USTR также рассматривает введение 100-процентных тарифов на китайские морские краны и 20–100% на контейнеры и шасси. Общественные слушания по этому вопросу намечены на 19 мая.
Как отмечают критики, введенные меры могут привести к росту логистических издержек. По их оценкам, сборы могут достигать 3 миллионов долларов за один портовый заход, что создаст давление на перевозчиков, вынудив их концентрировать потоки в крупных хабах и миновать более мелкие порты. Это может привести к заторам и снижению доступности судов для сельскохозяйственных экспортеров.
Предложенные меры стали результатом расследования, проведенного в 2024 году в рамках статьи 301 по инициативе профсоюзов. В документе говорится, что Китай использует несправедливые практики в судостроении и морских перевозках, добиваясь доминирования. В 2024 году Китай стал крупнейшим в мире производителем судов, обеспечивая более половины всех действующих и строящихся торговых судов. Один из крупнейших игроков – Cosco Ocean Shipping Co. – занимает четвертое место в мире по объему контейнерных перевозок.
Тем не менее, как указывают отраслевые представители, пересмотр сбора не принес значительного облегчения. Рынок встретил меры с опасениями из-за возможного влияния на стоимость доставки и логистику в США.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



