+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.04.2025 09:30:13
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

США вводят поэтапные портовые сборы для китайских судов и судов китайской постройки

США объявили о запуске многоступенчатой схемы взимания портовых сборов за морские перевозки, связанные с Китаем, которая будет варьироваться в зависимости от типа и размера судов. Решение принято поздно вечером в четверг после общественных слушаний, состоявшихся в марте, в ходе которых грузоотправители, экспортеры и участники морской отрасли выступили против изначально предложенных многомиллионных сборов, пишет Freight Waves.
Согласно обнародованному плану управления торгового представителя США (USTR), в течение первых 180 дней с 17 апреля сборы с китайских судов и операторов составят 0 долларов. Затем, начиная с конца этого периода, сумма начнет расти: от 50 долларов США за тонну нетто за рейс до 140 долларов к апрелю 2028 года. Платежи будут взиматься до пяти раз в год с каждого судна, причем сбор не будет суммироваться, а будет зависеть от каждой смены или последовательности портовых заходов.

Отдельная шкала предусмотрена для судов китайской постройки – также начинается с 0 долларов на первые полгода, далее ставка вырастет до 33 долларов за тонну к 2028 году. При этом действует оговорка: если расчет по тоннажу превышает альтернативные сборы (от 120 до 250 долларов за выгруженный контейнер), применяется более высокая ставка.

Исключения предусмотрены для:

  • судов, эксплуатируемых под флагом США в каботаже,
  • специализированных сухогрузов,
  • судов с грузами для правительства США,
  • порожних судов,
  • малых судов (до 4000 TEU и дедвейтом не более 55 тыс. тонн),
  • судов, заходящих с коротких маршрутов (до 2000 морских миль),
  • судов, находящихся в американской собственности не менее чем на 75%,
  • судов, работающих на Великих озерах.

USTR предоставляет возможность освобождения от сборов на три года тем операторам, которые закажут и примут судно аналогичного размера, построенное на американской верфи в течение этого срока.

Сборы также будут применяться к автомобильным перевозчикам иностранного производства – сначала на уровне 0 долларов в течение полугода, затем до 150 долларов США за каждую автомобильную единицу (CEU). Цель – стимулировать строительство судов типа ro-ro в США.

Второй этап реформы включает ограничение на транспортировку СПГ иностранными судами, вступающий в силу не ранее чем через три года и рассчитанный на 22-летний переходный период. Эти меры направлены на поддержку судов, работающих на сжиженном природном газе и построенных в США.

Помимо сборов, USTR также рассматривает введение 100-процентных тарифов на китайские морские краны и 20–100% на контейнеры и шасси. Общественные слушания по этому вопросу намечены на 19 мая.

Как отмечают критики, введенные меры могут привести к росту логистических издержек. По их оценкам, сборы могут достигать 3 миллионов долларов за один портовый заход, что создаст давление на перевозчиков, вынудив их концентрировать потоки в крупных хабах и миновать более мелкие порты. Это может привести к заторам и снижению доступности судов для сельскохозяйственных экспортеров.

Предложенные меры стали результатом расследования, проведенного в 2024 году в рамках статьи 301 по инициативе профсоюзов. В документе говорится, что Китай использует несправедливые практики в судостроении и морских перевозках, добиваясь доминирования. В 2024 году Китай стал крупнейшим в мире производителем судов, обеспечивая более половины всех действующих и строящихся торговых судов. Один из крупнейших игроков – Cosco Ocean Shipping Co. – занимает четвертое место в мире по объему контейнерных перевозок.

Тем не менее, как указывают отраслевые представители, пересмотр сбора не принес значительного облегчения. Рынок встретил меры с опасениями из-за возможного влияния на стоимость доставки и логистику в США.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions