Проект по возобновлению паромного сообщения, прерывавшегося почти на 9 лет, разрабатывался с 2023 года. Турецкая сторона предложила использовать судно Seabridge, однако его реализация неоднократно откладывалась. Первоначально рейсы планировались на январь 2025 года, затем на июнь, но запуск снова переносили из-за изменений в правилах захода судов в российские порты. В июле работы по подготовке и вовсе приостановили на неопределенный срок. Позднее, в октябре, появилась информация о новом старте – 29 октября 2025 года. Однако между сторонами оставались разногласия: власти Краснодарского края сочли тестовый рейс, выполненный без официального согласования, преждевременным и небезопасным. В некоторых СМИ даже сообщалось, что проект временно отменен, пока не будут достигнуты устойчивые договоренности.
Тем не менее интерес к маршруту сохраняется. По данным открытых источников, стоимость билетов на паром начинается от 6 тысяч рублей за сидячее место. Размещение в закрытой каюте обойдется примерно в 20 тысяч рублей, а перевозка легкового автомобиля – в 30–35 тысяч рублей, в зависимости от габаритов машины. В будущем планируется использовать суда вместимостью до 300 пассажиров и 200 автомобилей, а также рассмотреть вариант запуска более скоростных «морских автобусов».
Главное преимущество такого сообщения – возможность путешествовать на собственном автомобиле. Расстояние между Сочи и Трабзоном по прямой через Черное море составляет всего 287 км. По прибытии в Турцию автотуристы могут продолжить путь по живописному побережью Черного моря или вернуться тем же рейсом обратно. Паром фактически сокращает сложный сухопутный маршрут в несколько раз: вы заезжаете в порт Сочи, поднимаетесь на палубу – и к утру оказываетесь в Турции на своем автомобиле.
Это открывает путь для настоящих автопутешествий, позволяя комбинировать маршруты: например, доехать из Москвы до Сочи, переправиться морем и продолжить путь по Турции – от Стамбула до Бодрума, отмечает управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова. По ее словам, у этого направления наверняка будет своя аудитория, пусть и не массовая. Его по достоинству оценят автотуристы и путешественники, которые ищут нестандартные форматы поездок, особенно те, кто уже бывал в Турции и хочет отправиться к морю не самолетом.
Для многих семей с детьми паромное сообщение выглядит перспективным, если билеты окажутся доступнее авиаперелета. К примеру, перелет из Сочи в Анталию туда-обратно в ноябре стоит порядка 25 тысяч рублей, что для многих является существенными расходами. В то же время для деловых путешественников, особенно при краткосрочных визитах, выбор очевиден – самолет, который преодолевает это расстояние всего за пару часов. Однако для тех, кто воспринимает дорогу как часть путешествия, морская переправа может стать настоящим приключением. Для долгосрочного успеха проекта, как подчеркивает эксперт, потребуется стабильное сотрудничество между властями и судоходными компаниями.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



