+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.05.2025 13:58:05
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Севморпуть усилят спасателями

У государства есть планы по созданию комплексной аварийно-спасательной системы вдоль Северного морского пути. Но темпы ее реализации зависят от бюджетного финансирования.
На страже судоходства

По сравнению с западной частью СМП, где действуют арктические центры МЧС в Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре, Воркуте и Дудинке, в восточной части Арктики подобных подразделений министерства до недавнего времени не было. В случае чрезвычайной ситуации авиация ведомства выдвигалась с группами спасателей из глубины материка, например из регионального центра в Хабаровске.
Как рассказал замглавы МЧС Роман Курынин, для устранения пробела было решено создать арктические комплексные аварийно-спасательные центры (КАСЦ) в Певеке, Тикси, Диксоне и Сабетте. Кроме того, рассматривается возможность строительства соответствующей инфраструктуры и размещения подразделений спасателей в поселке Хатанга Красноярского края.

Определенные шаги в этом направлении сделаны. С марта прошлого года в чукотском Певеке в круглосуточном режиме функционирует КАСЦ, который оснащен современной техникой и оборудованием. С июля на дежурство там заступило авиационно-спасательное звено МЧС.

К работе таких центров в Арктике будут подключены смежные структуры. Стоит сказать, в Певеке уже работают специалисты Федерального медико-биологического агентства, и в ближайшее время к ним присоединятся сотрудники Морспасслужбы, сообщил Р. Курынин.

Что касается центров в Тикси и Диксоне, то там оформлены участки под строительство объектов, все готово для проектирования и к последующим работам, но приступить к ним возможно после подтверждения финансирования данных мероприятий, уточнил замглавы МЧС. Хотя по Диксону есть договоренность с «Роснефтью», что компания к концу 2025 года завершит проектирование аэродрома для размещения авиационно-спасательного звена.

Строительство объектов по линии МЧС планируется поэтапно, в том числе с учетом размещения смежных служб, но финансирование ожидается только с 2028 года в рамках комплексной госпрограммы «Строительство». «И ввод КАСЦ планируется только с 2031 года. Для совместной работы нам бы хотелось максимально сдвигать финансирование влево, что позволит эффективно использовать и бюджетные средства», – говорит Р. Курынин.

Вертолеты и связь

С целью оперативного реагирования на различного рода инциденты делается ставка на усиление авиации МЧС в Арктике. Запланирована организация семи арктических авиационно-спасательных звеньев по всему СМП: в Архангельске, Мурманске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке и Анадыре.

Заключен госконтракт с Казанским вертолетным заводом на поставку 9-ти вертолетов в арктическом исполнении, но до настоящего времени техника не поставлена, хотя контракт предусматривал ее поставку в 2024 году. Теперь ожидается поступление 4-х вертолетов в 2025 году, 5-ти – в 2026-м, сказал Р. Курынин.

Как отметил генеральный директор ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергей Зыбко, оснащение аварийно-спасательных формирований вертолетной техникой важно не только с точки зрения вопроса безопасности на СМП, но даже с имиджевой стороны, что показывают переговоры с китайской стороной.

Еще один больной вопрос для спасателей в арктической зоне – организация связи.

«Сейчас используем старые технологии, которые в недостаточной степени и мере отражают современную структуру, передачу данных в больших объемах [осуществлять] невозможно», – сетует замглавы МЧС.
В ближайшие годы проблема может быть исправлена. Для обеспечения качественной связью в арктическом регионе создается 4 высокоэллиптических космических аппарата серии «Экспресс-РВ»: два планируется в IV квартале 2026 года и два – в III квартале 2027-го, сообщил заместитель директора департамента научно-технических проектов и систем ГК «Роскосмос» Виталий Мироничев.
По его словам, госкорпорация плотно работает с представителями министерств и ведомств, которые жалуются на качество связи и технологического оборудования. «Устраняем замечания и выполняем все требования исходя из лимита бюджетного ассигнования», – уточнил В. Мироничев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions