+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.10.2022 09:25:00
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Северный морской путь: открыт, пока на него тратят деньги

На Северный морской путь планируют переориентировать около 15% грузопотока из Суэцкого канала. Сторонники этого плана намерены направить по СМП товары из стран северо-запада Европы, Японии, Южной Кореи и северных провинций Китая. Однако, как рассказал РЖД-Партнеру руководитель северо-западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков, даже план развития Северного морского пути на период до 2035 года – не совсем план, так как в нем отсутствует основная часть финансирования, которая должна осуществляться из внебюджетных источников.
Путь из Петербурга во Владивосток

Атомный контейнеровоз «Севморпуть» из Петербурга во Владивосток придет уже к концу октября, он выполняет каботажный рейс с загрузкой 90%. На борту судна – стройматериалы, оборудование, транспортные средства и 89 40-футовых контейнеров. Это уже второй рейс, по которому контейнеровозы из Петербурга идут во Владивосток по Северному морскому пути. Оба эти рейса – субсидируемые. Руководитель северо-западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков считает, что без субсидий грузы по Северному морскому пути идти не будут.

«Прошу обратить внимание – во Владивостоке нет грузов для Санкт-Петербурга или Мурманска, а в Санкт-Петербурге или Мурманске нет грузов для Владивостока! Для кого создают эту линию?» – рассуждает он.

Согласно плану из Петербурга во Владивосток и обратно по Северному морскому пути будут выполнять два рейса. На эти цели предусмотрена дотация в 560 млн рублей. Предусмотрено также создание порта – хаба во Владивостоке для линии Владивосток – Санкт-Петербург (или Владивосток – Мурманск). Однако вопрос с спросом грузов так и не решен, продолжает Ю. Чижков.

«Еще до февраля 2022 года основные зарубежные контейнерные компании очень сдержанно (если не сказать больше) оценивали перспективы использования СМП для регулярных контейнерных перевозок. Сейчас ведущие контейнерные морские операторы работу с Россией прекратили. Кроме того, не знаю, имеется ли у кого-либо контейнерный флот усиленного ледового класса. У нас точно, кроме атомохода-лихтеровоза «Севморпуть», ничего другого нет», – говорит он.

Флот для Северного морского пути

План развития Северного морского пути на период до 2035 года предусматривает надежную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создание условий для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. Однако, по мнению Ю. Чижкова, этот план – «не совсем план».

«В нем отсутствует основная часть финансирования, которая должна осуществляться из внебюджетных источников: речь идет о триллионах рублей! На сегодня у нас остался только один мощный источник финансирования – китайский. Но это очень опасный источник. Китайские инвестиции в какой-либо проект означают, что Китай создает что-то на своей территории с использованием своих технологий и своих производственных мощностей и затем поставляет продукцию к месту реализации проекта за счет средств заказчика», – продолжает Чижков.

Китай сразу оговаривает свою долю в проекте, добавляет он. Россия, к сожалению, сейчас зависит от от иностранных технологий, в том числе от технологий бурения скважин со сложной структурой. И главное, даже в Плане развития Северного морского пути на период до 2035 года не предусмотрены средства на строительство грузового флота арктического района плавания.

«До настоящего времени строительство крупнотоннажных судов на заводе «Звезда» сводилось к достройке судов, которые в основе своей были построены в Южной Корее. Насколько мне известно, у нас в стране пока нет предприятий, которые могут поставлять подобную продукцию», – говорит Чижков. При этом суда, которые достраивались на «Звезде», оказались в два раза дороже аналогичных судов, но полностью построенных в Южной Корее, добавляет он.

«Почти уверен, что не удастся уложиться и в стоимость головного ледокола «Лидер», которая заложена в план в размере 99,14 млрд руб. Думаю, что реальная стоимость составит не менее 150 млрд руб. И главное, в плане вообще не определены источники финансирования для пятого и шестого серийных ледоколов проекта 22220, строительство которых планируется начать в ближайшие два года», – резюмирует Чижков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions