Эксперт сделал акцент на тенденциях отраслевого рынка, «в которые нас пытаются заставить поверить, но что на самом деле не совсем так» – на мифах, ошибках и реальных ограничениях логистического рынка. Эксперт сосредоточился на том, как отрасли навязывают «красивые», но далекие от реальности концепции – от развития восточных потоков до перспектив Севморпути и коридора Север – Юг и задал риторический вопрос: «Утопит ли нас этот утопизм»?
Падение связности: что происходит с портами
По словам эксперта, Санкт-Петербург исторически был фидерным портом, но сейчас вынужден работать как океанский из-за закрытых европейских хабов. Терминалы порта Владивосток росли до этого года, а порт Новороссийск готовился принимать большие океанские суда, но работает с небольшими.
Однако главное – это обрушение связности Петербурга после 2022 года: «География направлений, куда можно было уйти, упала катастрофически – несравнимо с тем же Гданьском», – подчеркивает А. Головизнин.
Московский транспортный узел: барьеры, которые никто не объясняет
Эксперт напомнил: когда контейнерные потоки пошли через восток в структуре импорта, вскрылись проблемы инфраструктуры – не только в портах и на железной дороге, но прежде всего в терминалах Московского транспортного узла.
Инвесторы были готовы вкладываться в новые мощности, но столкнулись со странными препятствиями:
-
РЖД не выдает исходные данные и технические условия – «просто тормозит без объяснений».
-
Таможня внезапно ужесточила требования – порой абсурдные: «Какая разница, огорожен ли отдельный ж/д фронт, если вся территория под контролем?», – вновь интересуется эксперт.
-
Московская область начала массово закрывать площадки для порожних контейнеров – под миллион единиц. Под давление попали даже self-storage.
-
В итоге развитие терминальной инфраструктуры фактически заглохло.
Север – Юг: «нас кормят мифами»?
А. Головизнин считает, что тезисы о возможностях МТК Север – Юг, который на разных уровнях представляют как спасение логистики в виде разгрузки Транссиба и конкуренции с Суэцким каналом, не вполне соответствует действительности.
Данные РЖД, по его словам, показывают реальную картину:
-
по западной ветке идет 2 тыс. TEU,
-
по восточной – 6,3 тыс. TEU.
При том что объем контейнерных перевозок РЖД в целом достигает 7 млн TEU.
«Это доли процента, о которых даже говорить странно», – отметил эксперт.
Отсюда несоразмерными выглядят инвестиции в ж/д участок Решт – Астара. К тому же сроки строительства выглядят нереалистично: Иран пока только выкупает землю, затем будут изыскания, затем – строительство.
«Кто когда что строил по плану? Всегда все уезжает вправо. В общем, по подсчетам, в лучшем случае [стоит ожидать готовность участка] в 2031 году, никак не в 2028-м», – комментирует А. Головизнин.
Он также усомнился и в логике идей «стыковать» этот коридор с Северным морским путем.
Северный морской путь: и где здесь экономика?
Севморпуть, по словам А. Головизнина, стал «мантрой», которую повторяют все местные органы власти – от Мурманска и Архангельска до Красноярска.
Эксперт напомнил: отдельные судовладельцы действительно используют арктический маршрут летом, осознавая риск наступления аварийных случаев, и иногда выигрывают в стоимости, иногда нет. Это нормальная рыночная игра. Но утверждения о «скорой круглогодичной контейнерной линии» он назвал иллюзией.
А. Головизнин привел оценки стоимости постройки контейнеровозов:
-
около 40 тыс. долларов для судов без ледового класса,
-
до 250 тыс. долларов – для ледового.
«Как вы думаете, может экономика вынести такую стоимость постройки контейнеровозов? Это не мои цифры, это расчеты Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота», – пояснил эксперт.
«Логистический утопизм»
Подводя итог, А. Головизнин описал серию идей, которые выглядят красиво, но не выдерживают реальности – от попыток сделать Иртыш судоходным до Китая до проектов перевозить контейнеры по северным рекам в Сабетту и далее по СМП.
«Это утопия. И правильное название моего выступления – «Утопит ли нас этот утопизм?», – резюмировал он.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



