+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2025 15:17:27
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Северный морской путь, МТК Север – Юг и другие спорные тенденции на рынке логистики

Директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин представил свое видение ключевых проблем логистического рынка и ответил на актуальные вопросы отрасли на 23-й Международной конференции РЖД-Партнера «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

Эксперт сделал акцент на тенденциях отраслевого рынка, «в которые нас пытаются заставить поверить, но что на самом деле не совсем так» – на мифах, ошибках и реальных ограничениях логистического рынка. Эксперт сосредоточился на том, как отрасли навязывают «красивые», но далекие от реальности концепции – от развития восточных потоков до перспектив Севморпути и коридора Север – Юг и задал риторический вопрос: «Утопит ли нас этот утопизм»?

Падение связности: что происходит с портами

По словам эксперта, Санкт-Петербург исторически был фидерным портом, но сейчас вынужден работать как океанский из-за закрытых европейских хабов. Терминалы порта Владивосток росли до этого года, а порт Новороссийск готовился принимать большие океанские суда, но работает с небольшими.

Однако главное – это обрушение связности Петербурга после 2022 года: «География направлений, куда можно было уйти, упала катастрофически – несравнимо с тем же Гданьском», – подчеркивает А. Головизнин.

Московский транспортный узел: барьеры, которые никто не объясняет

Эксперт напомнил: когда контейнерные потоки пошли через восток в структуре импорта, вскрылись проблемы инфраструктуры – не только в портах и на железной дороге, но прежде всего в терминалах Московского транспортного узла.

Инвесторы были готовы вкладываться в новые мощности, но столкнулись со странными препятствиями:

  • РЖД не выдает исходные данные и технические условия – «просто тормозит без объяснений».

  • Таможня внезапно ужесточила требования – порой абсурдные: «Какая разница, огорожен ли отдельный ж/д фронт, если вся территория под контролем?», – вновь интересуется эксперт.

  • Московская область начала массово закрывать площадки для порожних контейнеров – под миллион единиц. Под давление попали даже self-storage.

  • В итоге развитие терминальной инфраструктуры фактически заглохло.

Север – Юг: «нас кормят мифами»?

А. Головизнин считает, что тезисы о возможностях МТК Север – Юг, который на разных уровнях представляют как спасение логистики в виде разгрузки Транссиба и конкуренции с Суэцким каналом, не вполне соответствует действительности.

Данные РЖД, по его словам, показывают реальную картину:

  • по западной ветке идет 2 тыс. TEU,

  • по восточной – 6,3 тыс. TEU.

При том что объем контейнерных перевозок РЖД в целом достигает 7 млн TEU.

«Это доли процента, о которых даже говорить странно», – отметил эксперт.

Отсюда несоразмерными выглядят инвестиции в ж/д участок Решт – Астара. К тому же сроки строительства выглядят нереалистично: Иран пока только выкупает землю, затем будут изыскания, затем – строительство.

«Кто когда что строил по плану? Всегда все уезжает вправо. В общем, по подсчетам, в лучшем случае [стоит ожидать готовность участка] в 2031 году, никак не в 2028-м», – комментирует А. Головизнин.

Он также усомнился и в логике идей «стыковать» этот коридор с Северным морским путем.

Северный морской путь: и где здесь экономика?

Севморпуть, по словам А. Головизнина, стал «мантрой», которую повторяют все местные органы власти – от Мурманска и Архангельска до Красноярска.

Эксперт напомнил: отдельные судовладельцы действительно используют арктический маршрут летом, осознавая риск наступления аварийных случаев, и иногда выигрывают в стоимости, иногда нет. Это нормальная рыночная игра. Но утверждения о «скорой круглогодичной контейнерной линии» он назвал иллюзией.

А. Головизнин привел оценки стоимости постройки контейнеровозов:

  • около 40 тыс. долларов для судов без ледового класса,

  • до 250 тыс. долларов – для ледового.

«Как вы думаете, может экономика вынести такую стоимость постройки контейнеровозов? Это не мои цифры, это расчеты Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота», – пояснил эксперт.

«Логистический утопизм»

Подводя итог, А. Головизнин описал серию идей, которые выглядят красиво, но не выдерживают реальности – от попыток сделать Иртыш судоходным до Китая до проектов перевозить контейнеры по северным рекам в Сабетту и далее по СМП.

«Это утопия. И правильное название моего выступления – «Утопит ли нас этот утопизм?», – резюмировал он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions