+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.11.2025 15:15:55
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Речники в ожидании роста грузоперевозок

О том, как вернуть грузы на водный транспорт, обсуждали участники сессии «Россия – речная транспортная держава», состоявшейся в рамках Транспортной недели.

Пассажиров больше, а грузов меньше

Этот год для речного транспорта был крайне удачным с точки зрения пассажирских перевозок. За 9 месяцев по внутренним водным путям (ВВП) перевезено более 11 млн человек, что на 20% превышает прошлогодний уровень, проинформировал замминистра транспорта РФ Александр Пошивай. Собственно, эти перевозки устойчиво растут с 2020 года.

При этом замглавы Минтранса отметил растущий спрос на круизные путешествия. Здесь наиболее популярными туристскими маршрутами являются направления от Москвы до Санкт-Петербурга, Соловков и в города на Волге. Кроме того, постепенно расширяется пассажирское сообщение на реках Сибири и Дальнего Востока: в бассейнах Енисея, Лены, Амура, а также на Байкале.

Однако с грузовыми перевозками происходит обратная тенденция. За 9 месяцев 2025 года грузопоток по ВВП к прошлогоднему показателю упал на 30%, до 70,4 млн т. Снижение грузоперевозок по рекам наблюдается с 2023 года, но его темпы были не столь значительны. Спад грузовых отправок в этом сезоне во многом связан с сокращением отгрузки строительных материалов, поскольку завершились большие стройки, а также части экспортных грузов.

По словам А. Пошивая, создана рабочая группа для выработки предложений по возвращению грузопотоков на речной транспорт. Здесь предлагается прежде всего мотивировать грузовладельцев через экономические рычаги.

При этом продолжается реализация крупных инфраструктурных проектов, направленных на увеличение провозных способностей. В частности, реконструкция судоходных шлюзов 15 и 16 Городецкого гидроузла должна завершиться в 2027 году, а строительство Багаевского узла на Дону – в 2028-м.

Также до 2030 года по нацпроекту «Эффективная транспортная система» планируется сократить число участков ВВП на Единой глубоководной системе, не обеспечивающих проход судов с осадкой 3,6 м, с 667 км до 68 км, увеличить долю гидротехнических сооружений, удовлетворяющих требованиям дальнейшей эксплуатации, до 94,9%.

Путь к доходным грузам

Речники сегодня много возят низкодоходных, прежде всего насыпных грузов (щебень, песок). «Вот мы на этом застряли, а хороший рентабельный груз, контейнеры и т. д. мы не можем получить, потому что у нас все это железная дорога забрала. Держит хороший рентабельный груз у себя и не выпускает», – говорит глава Росморречфлота Андрей Тарасенко.

С одной стороны, на такую ситуацию влияет отсутствие необходимой береговой инфраструктуры в местах, приближенных к соответствующей грузовой базе. Тем не менее сегодня в ряде бассейнов, где сосредоточены промышленные регионы, создаются мультимодальные центры.

«Мы должны создать такие хабы, которые позволят сегодня нормально собрать груз, причем рентабельный груз, не просто строительные материалы. Это будет плюс как в экономике судовладельца, так и портовых мощностей на реке», – убежден А. Тарасенко.

Уже заработал Свияжский узел в Татарстане, откуда можно по воде идти с грузом до Ирана, отметил он. Мощный хаб будет построен в подмосковном Татищево, расположенный в 1 км от ст. Каналстрой (МЖД) и в 60 км от МКАДа. Там запланирован крупный терминал, в том числе для работы с контейнерными грузами.

Важно при строительстве подобных комплексов прорабатывать логистику речных сообщений, как можно шире охватывать перспективные направления.        

В качестве примера глава Росморречфлота привел Амурский бассейн. «По Амуру можно сегодня до Читы дойти, можно от Хабаровска идти до Дальнереченска в Приморском крае и [ниже по течению] в Комсомольск-на-Амуре, а за рубеж – это Харбин. Представьте, это огромные расстояния, по которым, если мы это сделаем, движение пойдет очень здорово», – резюмировал А. Тарасенко.  

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions