«Финляндия – единственная европейская страна, которая продолжает переваливать российские удобрения. Ужесточение санкционных ограничений и прекращение транзита отечественной продукции через Финляндию является дополнительным фактором риска, – говорится в исследовании консалтинговой компании «Имплемента». – На сегодняшний день ежегодная мощность перевалки удобрений в Балтийском бассейне с учетом порта Котка в Финляндии составляет около 47 млн т/год, в Азово-Черноморском – порядка 7 млн т/год, в Арктическом – около 4 млн т/год. К 2030 году прирост удобренческих мощностей Балтийского бассейна составит не менее 20 млн т/год, Азово-Черноморского – около 5 млн т/год, Арктического – 4 млн т/год».
В морских портах России активно развивается инфраструктура для перевалки грузов, особенно в Балтийском бассейне. Здесь реализуются два крупных проекта: строительство терминала Port Favor (компания «Портовый Альянс»), который планируется запустить в конце 2025 года с производительностью 7 млн тонн удобрений в год, и модернизация терминала «Ультрамар», запланированная на 2027 год. Потенциально эти проекты могут увеличить общую пропускную способность более чем на 19 млн тонн удобрений ежегодно.
В Азово-Черноморском бассейне разрабатываются три новых проекта по созданию терминалов для удобрений. В порту Тамань строятся два объекта: терминал ОТЭКО с проектной мощностью до 5 млн тонн в год и терминал ТОАЗа на 1,5 млн тонн. Также рассматривается возможность строительства крупного терминала в Новороссийске к 2030 году с производительностью 10 млн тонн в год, хотя этот проект пока находится на ранней стадии планирования.
Арктический бассейн также не остается в стороне от развития портовой инфраструктуры. Здесь планируется создание нового терминала Тулома (под управлением «Портового Альянса») с мощностью 4 млн тонн удобрений в год и расширение Мурманского балкерного терминала до 9 миллионов тонн в год. Кроме того, обсуждаются перспективные проекты «Ворота Арктики» и Западный транспортно-логистический узел, которые могут обеспечить перевалку 30–35 млн тонн различных грузов, включая удобрения, хотя эти инициативы пока имеют низкую степень проработки.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



