Среди решений по изменениям в нормативной базе А. Клявин назвал ключевым принятие в 2011 году Федерального закона № 305 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства».
«Он не только остановил бегство судов из-под российского флага, но и придал импульс развитию нового судостроения РФ», – прокомментировал эксперт.
По его словам, качественная работа на СМП должна складываться в симбиозе бизнеса и государства. Но благоприятный нормотворческий климат – все же задача второго: «Для бизнеса необходимо создание благоприятного нормотворческого климата, предполагающего отсутствие как дублирования обязательных требований, так и избыточного нормативного правового регулирования, как с точки зрения безопасности мореплавания, так и с точки зрения экономической составляющей».
За последнее время приняты сразу несколько решений в правовом поле, которые упорядочивают работу на СМП: это и закон о северном завозе, и принятие новых правила плавания в акватории СМП.
«Были учтены предложения российских судовладельцев по допуску судов, в том числе речных, которые работают на сибирских реках в акватории СМП. Те решения, что были приняты, позволили на 15 дней увеличить возможность судоходства для судов «река-море» плавания», – пояснил А. Клявин.
Эксперт также остановился на сокращении сроков рассмотрения документов для получения разрешений на плавание в акватории СМП: «[Они сокращены] до 5 рабочих дней, что важно в условиях необходимости выдачи достаточно большого количества разрешений и необходимости принятия оперативных решений. Установлена возможность получать и передавать документы в цифровом виде, при этом от заявителя требуется представить только три документа, остальные документы могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия».
Отметим, что о разрешениях высказался и гендиректор ФГБУ «Главсевморпуть» Сергей Зыбко. По его словам, на 24 сентября было выдано 1088 разрешений: суда под российским флагом – 975 разрешений, под иностранным – 113.
«Трудно сказать, будет ли больше разрешений [по итогам этого года]. В данный момент сложная ледовая обстановка в Восточно-Сибирском море», – пояснил он.
В прошлом году было выдано 1312 разрешений (на 31 декабря 2024 года). По его словам, разрешения выдаются даже быстрее, чем за 5 рабочих дней, – по возможности, за 1–2 дня.
Нужно дополнять
Нормативное регулирование требует дальнейшей работы, считает эксперт. Изменения в основном лежат в плоскости закрепления приоритетов за судами, работающими под российским флагом.
«Это, безусловно, определение российского флага в качестве единственного критерия для перевозок грузов в каботаже. К сожалению, до сих пор в каботаже у нас работает достаточно много иностранных судов. Создание условий для приоритетного использования судов, плавающих под российским флагом, для вывоза из морских портов РФ отдельных видов грузов. Соответствующий проект прошел первое чтение, находится в Госдуме», – уточнил спикер.
Он добавил, что эти решения должны помочь обеспечить заинтересованность российских судовладельцев в использовании российского флага для перевозки внешнеторговых грузов России.
Также необходимо принятие мер поддержки: «Это вопрос, который нужно решать на всех уровнях, при взаимодействии власти и бизнеса, для того, чтобы перевозки в этом направлении были более эффективны, чем перевозки по Суэцкому каналу».


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



