Путь к автоматизации
Среди вариантов сбора информации о нарушениях, которые планируется развивать, – использование искусственного интеллекта. В Комитете по транспорту уточняют, что уже в этом году тестировали систему автоматической фиксации нарушений с использованием искусственного интеллекта, работу планируется продолжить:
«Это значит, что компьютерный алгоритм искусственного интеллекта мы обучаем, он запоминает размеры, скорость судна, иные характеристики, обстановку в том или ином месте. В случае отклонения от этой обстановки, которое является составом правонарушения, оно фиксируется. На основании этих материалов проводится административное расследование и, соответственно, виновник привлекается к ответственности».
Камеры автоматической фиксации правонарушений планируется установить на реках Карповке, Крестовке, Малой Невке, на Дворцовом и Биржевом мостах.
Также есть камеры «Безопасного города» – более 500 из них направлены на воду. «Информацию с них мы тоже используем для анализа, контроля и привлечения к ответственности нарушителей», – уточнил Д. Ваньчков.
Нарушения в цифрах
Чаще всего нарушения выявлялись на реках Нева, Малая Нева, Малая Невка и Фонтанка. Среди нарушителей 55 транспортных средств перемещены на штрафстоянку: в основном это гидроциклы (17) и суда, не подлежащие регистрации (20, -10% к прошлому году).
По словам Д. Ваньчкова, в будущем планируется расширения места для штрафстоянок: «К сожалению, некоторые нарушения не могут приводить к дальнейшему использованию судна. Такие суда помещаются на штрафную стоянку. У нас сейчас есть одна действующая штрафстоянка – на Приморском проспекте, по запросу МЧС, который поступил на имя губернатора, мы готовим к открытию в Кронштадте еще одну штрафстоянку, на которой будет возможность размещать порядка 13 задержанных маломерных судов. Это обеспечит возможность более широкой работы в районе Кронштадта, у дамбы».
За период навигации маломерных судов в статистику Комитета по транспорту вошли 16 происшествий на водном транспорте: это 2 возгорания, 6 затоплений, 2 потери хода при перевозке пассажиров, 5 навалов и одна смерть человека при сходе с судна с необорудованного причала: «Надо отметить, что это (смерть человека) произошло на необорудованном причале, потому что в Петербурге не все судоводители помнят о том, что причаливать нужно только в оборудованных причалах, пытаются забирать и высаживать пассажиров и со спусков к воде и на низких набережных. К сожалению, одно из них закончилось вот так».
Основными причинами происшествий на водном транспорте назвали несоблюдение правил плавания, в том числе установленных запретов на движение и езду в состоянии алкогольного опьянения.
При этом нарушений во время общественных мероприятий на воде удалось избежать вовсе. Как отметил Д. Ваньчков, за навигацию маломерных судов было проведено 26 таких мероприятий, среди них крупные – «Алые паруса», фестиваль «Фонтанка SAP». Эти же данные подтвердил заместитель руководителя территориального органа МЧС России по Санкт-Петербургу – главный государственный инспектор по маломерным судам Санкт-Петербурга Виктор Колесов. По его словам, инспекторы ГИМС поучаствовали более чем в 40 мероприятиях, где требовалось обеспечение безопасности на воде. Оба спикера отметили, что результат достигнут благодаря слаженной работе ряда служб, в том числе это и «Агентство внешнего транспорта», и МЧС, и Росгвардия и т. д.
Законодательные изменения
Как резюмировал Д. Ваньчков, надзор за исполнением водного законодательства осуществляется также сообща разными институциями. Само законодательство и правила работы на воде при этом меняются, обозначают спикеры. Так, сейчас разработаны, находятся на согласовании правила пользования маломерными судами на водных объектах на территории Санкт-Петербурга.
«Это делается в целях реализации 4-го Федерального закона (с 1 сентября 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 4-ФЗ от 03.02.2025 «О безопасности людей на водных объектах»). Данные правила заменят действующие и коснутся, безусловно, ужесточения мер безопасности, обеспечения безопасности людей при посадке, в пути следования на маломерных судах, посадка/высадка, соблюдение требований к действиям в случаях чрезвычайных ситуаций, соблюдение требований к ограничению скорости движения маломерных судов при проведении мероприятий на воде, требования к бортовым аварийно-спасательным средствам, соблюдение требований к местам расположения спасательных средств, путям эвакуации людей, соблюдение правил оказания первой помощи пассажирам при несчастных случаях. Помимо обязательности этих требований, безусловно, ответственность административная за их несоблюдение тоже будет. Документ своевременный, он делается в развитии, как я уже сказал, федерального закона, будет необходим и начнет действовать уже с начала следующей навигации», – рассказал Д. Ваньчков.
Помимо ужесточений для тех, кто работает в сфере водных перевозок с пассажирами, обозначенный ФЗ меняет работу и самих контролирующих и проверяющих структур. Так, В. Колесов отметил, что с началом действия закона часть маломерных судов (до 20 метров длиной и до 12 пассажировместимостью) под контроль и надзор их ведомства перешли приблизительно 3,5 тысячи маломерных судов.
«Как показывает практика, они фактически все находятся в центральной части города, потому что все стремятся посмотреть разводку мостов, виды города в ночное время. Но, к сожалению, не все понимают, что действуют ограничения для маломерных судов, которые были введены правительством города с 23.00 до 05.00, – в центральной части города движение запрещено, в районе Стрелки Васильевского острова, Дворцового моста, Благовещенского моста. К сожалению, фиксировались правонарушения. С этими судоводителями – порядка 65 человек – я лично сам общался, объяснял им, в чем их вина и почему они не соблюдают требования правил плавания и вводимых ограничений. Они все были привлечены к административной ответственности за данные нарушения», – рассказал В. Колесов. По его словам, кто-то попадал под привлечение к ответственности несколько раз.
Маломерным судам, которые не подлежат регистрации, центральная часть города закрыта, как и гидроциклам, напомнил эксперт.
Если обращаться к цифрам, то, по словам В. Колесова, за навигацию 2025 года было выявлено 592 нарушения в ходе патрулирований инспекторских составов ГИМС, вынесено 541 постановление об административном правонарушении в отношении судоводителей, на специализированную стоянку отправлено 11 маломерных судов, в том числе один гидроцикл.
Среди основных нарушений – нарушение правил плавания, правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, управление судном судоводителем без документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Еще одно наблюдение спикера: за последние два года в акватории Санкт-Петербурга стали чаще встречаться маломерные суда из других регионов: встречаются суда из Краснодарского края, Вологодской, Московской областей.
Более широко картину представил заместитель начальника управления межрегионального территориального управления Ространснадзора по СЗФО (Госморречнадзор) Владислав Константинов: в их ведении более 3,5 тысячи субъектов контроля. Проверки проводятся не только в Санкт-Петербурге, но, например, на Ладожском озере, на туристических маршрутах на о. Валаам.
В этом году произошел прирост проверок совместно с Северо-Западной транспортной прокуратурой, уточнил спикер. По итогу проверочные мероприятия дали положительный результат, а именно – было выдано порядка 160 лицензий на перевозку пассажиров, то есть появилась тенденция к выходу из «серой зоны» в работе, заметил он.
Среди законодательных изменений эксперт отметил вступление с 1 октября 2025 года в силу Постановления Правительства РФ № 1511, которое устанавливает периодичность обязательных профилактических визитов надзорных органов к бизнесу, распределяя их по категориям риска. В. Константинов ответил, как это меняет подход к проверкам: «Если при плановой проверке выявляются какие-либо нарушения у контролируемого лица, то выдается предписание, может быть административная практика. В рамках обязательного профилактического визита выдается только предписание. То есть никакого административного наказания для бизнеса не наступает. Мы помогаем бизнесу обратить внимание на какие-то риски, слабые стороны касаемо внутреннего водного транспорта, помогаем выйти из этой ситуации более качественно».
По словам спикера, для проведения контрольно-надзорных мероприятий также появился дополнительный инструмент – мобильное приложение «Инспектор», но к нему, по наблюдениям ведомства, бизнес пока относится, скорее, скептически. В регионе провели более 15 мероприятий через этот инструмент – консультирование и профилактические визиты.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



