+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.08.2018 13:38:57
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов последнего летнего номера (№ 15–16 (379–380) мы подготовили для вас следующие интересные статьи:
Тенденции российской экономики последних лет и будущего связаны с ростом экспорта в страны АТР. Перевозки железнодорожным транспортом в этом направлении постоянно растут, но, как признают в самом ОАО «РЖД», грузоотправители сейчас вынуждены подстраиваться под возможности инфраструктуры.

Согласно проекту Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР-2025), к этому сроку перевозки только угля достигнут 500,5 млн т по сравнению с 358,5 млн т в 2017-м. Несмотря на то, что уголь и железная руда являются главными доминантами экспорта на восточном направлении, загрузка инфраструктуры уже сегодня препятствует наращиванию экспорта зерна, продовольствия, леса, как и перевозкам контейнерных грузов. Поскольку сейчас темпы погрузки таковы, что объемы перевозок, которые РЖД планировали получить к 2020 году, будут достигнуты уже в 2019-м, компания ставит задачу строителям максимально ускорить завершение первого этапа реконструкции БАМа и Транссиба. Более того, холдинг разработал и предложил правительству второй этап расширения пропускной способности Восточного полигона. Согласно проекту ДПР-2025, его стоимость составляет 460,398 млрд руб., дисконтированный период окупаемости – 32,3 года.

Как оценивают в самом ОАО «РЖД», в случае реализации второго этапа компаниям и портовикам хватит грузов где-то до 2030 года. Тем не менее в ДПР-2025 уже предусмотрен и третий этап стоимостью 92,1 млрд руб.

Какие задачи предстоит решить железнодорожникам, чтобы обеспечить заявленные планы по дальнейшему наращиванию грузовой базы как на восточном направлении, так и из государств АТР в Россию и Европу – в статье, а также как стимулировать развитие портовой отрасли, которая на протяжении последних лет демонстрируют исключительно положительную динамику – в теме номера «Восточный полигон: инвестиции в развитие».

Общественный контроль в сфере госзакупок набирает обороты. Пять лет назад был запущен проект ОНФ «За честные закупки». Он объединил активистов, ведущих борьбу с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере закупок товаров и услуг государственными ведомствами и госкомпаниями. Координатором этого проекта стал депутат Госдумы РФ Антон Гетта. «Эффективность – величина относительная. И каждый конкретный случай важно рассматривать отдельно. Причиной неэффективности в одном случае может стать строгое следование букве закона, а в другом – безразличие, нарушение или несовершенство системы госзакупок», – говорит А. Гетта. По его словам, ежедневно по всей России активисты и эксперты – а их уже более 9 тыс. человек – занимаются мониторингом государственных закупок, выявляют нарушения в системе госзаказа. В 2013 году проект начинался с сигналов о расточительных тратах государственных, муниципальных учреждений и госкомпаний, а теперь уже дорос и до серьезных расследований. Было выявлено 32 серых коррупционных схемы, внесены предложения по оптимизации бюджетных трат и совершенствованию законодательства. Какой эффект дал проект ОНФ «За честные закупки» за эти годы, в каких ведомствах и компаниях отмечено кардинальное изменение подходов к закупкам товаров и услуг, произошло ли это, в частности, в крупнейшей госкомпании «РЖД», а также ведет ли ОНФ рейтинг неэффективных закупок и тех, кто в этом виновен – читайте в интервью «Картелям объявлена война» с А. Геттой.

Общие потери от переключения нефтепродуктов на трубу за I полугодие 2018-го в ОАО «РЖД» оценили в 2,8 млн т. Главным образом это было связано с подключением Волгоградского НПЗ к нефтепродуктопроводу до порта Новороссийск, увеличением прокачки дизтоплива в порт Приморск, а светлых нефтепродуктов – в Московский регион.

В РЖД постарались замедлить отток экспортных нефтегрузов на трубу и вернуть на сеть часть утраченных ранее объемов. Отчасти это удалось благодаря предоставлению понижающих коэффициентов к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 при выполнении гарантированного объема перевозок. Кроме того, в 2018 году заметную прибавку в погрузке нефтепродуктов обеспечили внутренние маршруты (+1,2%). Значительный эффект был получен за счет поставок дизельного топлива, нефтяного анодного кокса и газойля. Правда, в середине лета и в этом сегменте положительная динамика сменилась отрицательной. На этот раз сказалось косвенное влияние пакета законов о налоговом маневре в нефтегазовой отрасли, принятого Госдумой 24 июля (в частности, предполагается обнуление экспортной пошлины, повышение налога на добычу и отмена льгот для НПЗ).

В целом прогнозы не слишком оптимистичные. По итогам 2018 года погрузка нефтегрузов ожидается на уровне 232 млн т, что на 1,5% ниже 2017-го. Ситуация усугубляется возросшей конкуренцией со стороны не только трубопроводного, но и водного, а также автомобильного транспорта.

Однако на рынке железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов имеются ниши, способные обеспечить приток на сеть дополнительных объемов наливных грузов. И, в частности, в этом году ОАО «РЖД» совместно с ФАС планирует запустить новый вид услуги – торги нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с доставкой товарных партий по железной дороге. Сумеют ли железнодорожники воспользоваться этим ресурсом и увеличить перевозки нефтяных грузов? Все подробности – в специальном проекте «Нефтяной рынок».

Как считает генеральный директор группы Globaltrans Валерий Шпаков, операторский рынок в России является высококонкурентным и не нуждается в регулировании со стороны государства. Наоборот, в железнодорожной сфере есть ниши, которые следует демонополизировать. «Административное вмешательство способно привести к деформации инвестиционных процессов. Даже угроза дополнительного регулирования повышает нагрузку на экономику: инвестиции в операторский бизнес оцениваются как более рискованные, как следствие, растет стоимость заимствований и сокращаются вложения в подвижной состав», – уверен В. Шпаков. По его словам, операторы ожидают от регуляторов, в первую очередь от ФАС России, констатации факта, что существующий рынок операторских услуг регулирования не требует, а необходимо проводить целенаправленные мероприятия по демонополизации потенциально конкурентного рынка перевозок. «Нельзя подменять государственную политику и регулирование в потенциально конкурентном секторе экономики абсолютной монополией в лице РЖД. Доля госсектора экономики является критически большой, что отмечено в указе президента России о необходимости поддержки и развития конкуренции. Часто приходится слышать от РЖД, что конкуренция – не самоцель. Да, это так, но конкуренция − это необходимый механизм существования и балансировки рыночной экономики и инвестиций, не более того, но и не менее», – заметил глава группы Globaltrans.

Как операторы способны повлиять на оптимизацию перевозочного процесса, ощущается ли дефицит подвижного состава на сети, как за последнее время изменилась структура спроса на грузоперевозки по сети РЖД по типам подвижного состава – об этом, а также о многом другом в интервью с В. Шпаковым «Нужен реальный прогресс, а не его видимость»

Каким будет транспорт будущего, можно попытаться представить по тем разработкам, которые были представлены на отраслевых форумах, прошедших в текущем году. В основном они на уровне концептов.

Новости от компании HyperloopTT появляются с завидной регулярностью. Правда, выглядят они достаточно однообразно: в той или другой стране обещают построить первую транспортную систему с вакуумной трубой. Подобных меморандумов о намерениях у HyperloopTT накопилось уже не меньше дюжины. Пока проекты Hyperloop сложно назвать коммерческим продуктом. На этот статус претендует другая технология – SkyWay. На II Международной выставке Future Cities Show 2018 в Дубае ЗАО «Струнные технологии» представлены две новые модели транспортных средств – юнибайк U4-621 и юнибус U4-210.

Напомним также, что в конце 2017 года ЗАО «Струнные технологии» подписало соглашение о комплексном сотрудничестве с МИИТ, где была дана предварительная оценка перспектив развития струнно-рельсового транспорта эстакадного типа SkyWay.

Однако пока коммерческий вариант системы внедрить негде.

Ряд других вариантов транспортных систем будущего остается на уровне концептов. Например, это система скоростных гирокаров (гиропоездов) или летающие мотоциклы. А в ряде стран разрабатывают сети из беспилотных воздушных модулей, которые позиционируются как альтернатива наземному транспорту. Создание беспилотных систем – тенденция, которая характерна для транспортных средств будущего. Однако наиболее реалистичным вариантом скоростных перемещений, альтернативным рельсовым дорогам, может служить магнитная левитация. На основе этого принципа уже имеются действующие участки. Принципы маглева позволяют как строить высокоскоростные трассы, так и создавать урбанистические решения.

В РФ разрабатывается своя технология – «РосМаглев», ориентированная на грузовые перевозки. Как заявили российские ученые, в РФ удалось завершить этап научных исследований и выйти на старт реальных проектов магнитолевитационных транспортных систем. Насколько они перспективны и сможет ли магнитная левитация повысить конкурентоспособность сухопутных перевозок евро-азиатского грузового транзита через территорию РФ – читайте в специальном проекте «Маглев».

Подпишитесь на журнал РЖД-Партнер, чтобы быть в курсе событий транспортной отрасли. Подробности по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions