+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Профсоюз на страже интересов трудовых коллективов

Профсоюз на страже интересов трудовых коллективов
Нередко работодатели оправдывают сокращение кадров необходимостью экономить расходы, а также внедрять технологии, которые требуют опять-таки оптимизации персонала. Но всегда ли обоснованны подобные решения? Они ведь могут нести в себе риски того, чтобы вынудить подчиненных трудиться за себя и за уволенного товарища за прежнюю зарплату. А иногда – и риски снижения уровня клиентоориентированности и качества оказания услуг на уровне местной работы. Как тут добиться соблюдения баланса интересов и защитить права рядовых железнодорожников? С этим вопросом мы и обратились к председателю территориальной организации Роспрофжела на Октябрьской железной дороге Александру Голубеву.

Непростые задачи

– Александр Валерьевич, Октябрьская магистраль – одна из тех железных дорог, где традиционно проф­союзное движение являлось одним из наиболее влиятельных на сети. А сама организация служила своего рода зеркалом процессов, происходящих на российских железных дорогах. Что сегодня в нем отражается? Как Вы оцениваете нынешнее состояние ОЖД как филиала ОАО «РЖД»? Чего ждать в 2021 году? Какие в связи с этим возникают задачи для профсоюза?

– Октябрьская железная дорога четко исполняет свою работу. Выполняются заданные показатели по погрузке и грузообороту. В прошлом, пандемийном году магистраль также показала себя на высоком уровне. Задачи перед профсоюзом те же, что были и год назад, и несколько лет тому назад: главное – это защита трудовых и социальных прав работников.

Каждый должен иметь спецодежду и инструмент для выполнения своих обязанностей, достойные санитарно-бытовые условия. Работник также должен быть снабжен всем необходимым для безопасного труда. Большая работа в этом направлении проводится совместно с аппаратом главного ревизора дороги.

Профсоюз помогает работникам отстаивать свои права и интересы. Он обладает для этого многими функциями и возможностями.

– Какие, на Ваш взгляд, имеются достижения в практике заключенных коллективных договоров? Не ослабевают ли рычаги влияния дорожных проф­организаций на жизнь трудовых коллективов?

– Напомню, что профсоюз ведет свою работу в правовом поле. Трудовой кодекс РФ, отраслевые соглашения, коллективные договоры ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ холдинга – вот на какие нормативно-правовые акты опирается проф­союз в своей работе.

Еще одним фактором, влияющим на улучшение условий труда, является наличие общественного контроля в организациях железнодорожного транспорта. Общественные инспекторы по безопасности движения поездов и уполномоченные по охране труда своей деятельностью помогают решить многие локальные вопросы.

Такая организация работы поддерживается начальником Октябрьской магистрали. С 2020 года применяется механизм мотивационных выплат отличившимся работникам из лимита начальника ОЖД. Дорпрофжел, со своей стороны, поддерживает представителей общественного контроля путевками на оздоровление. Это хорошая мотивация для развития взаимодействия.

Общественный контроль

– В свое время на ОЖД активно действовал институт общественных инспекторов при профсоюзе. А как сейчас?

– Повторю: общественный контроль важен для работодателя и профсоюза. Неформальное отношение людей к своим обязанностям и требованиям правил технической эксплуатации железных дорог – залог снижения количества происшествий на сети.

Сегодня значительная доля таких событий происходит именно вследствие человеческого фактора. Институт общественного контроля – механизм, способный остановить негативное разцвитие событий и предупредить трагедию заблаговременно.

Мы видим, что компания также уделяет внимание эффективности работы общественных инспекторов. В качестве доказательств можно привести ряд примеров. В частности, с начала текущего года на сети внедряется система «Мобильный инспектор», которая дает возможность вносить данные о выявленных нарушениях практически в режиме 24/7 (круглые сутки в течение каждой недели), в том числе с мобильного устройства. Это сокращает время на обратную связь и позволяет эффективнее анализировать события, о которых сообщают с мест.

– Как выполнялись коллективные договоры в 2019–2020 гг.? Что в этом плане следует особо отметить?

– Итоги выполнения коллективных договоров на полигоне Октябрьской магистрали за 2019 и 2020 гг. подводились в формате форумов социальной ответственности и партнерства. Это значит, что во время их подготовки поднимались многие вопросы – как на уровне структурных подразделений, так и на уровне регионов дороги. На поставленные вопросы мы добиваемся ответов. И многое удается решить.

Добавлю, что начальник ОЖД – за прямой диалог с работником, если он поднимает актуальные темы. Мы это видим во время проведения комиссионного осмотра инфраструктуры.

– Происходящие в ОАО «РЖД» структурные преобразования привели к росту управленческого аппарата, а сокращение издержек – к сокращению персонала на линейном уровне. В прошлом году Вы рассказывали о взаимодействии с железной дорогой в этом плане. А как обстоит с этим дело сейчас?

– Вопрос оптимизации персонала сегодня стоит как никогда остро. Это следует признать. Позиция профсоюза в этом плане осталась прежней: повышение производительности труда – за счет улучшения технологии производства.

Профсоюз следит за развитием подобных процессов, проводится аналитика изменений. Они ведь должны отражаться в локальных актах. А те, в свою очередь, должны согласовываться с профсоюзом. Мы же собираем информацию с первичного звена, где знают ситуацию изнутри. Скажем, можно ли обслуживать тот или иной участок меньшим числом работников. Во всяком случае такого правила мы придерживаемся на ОЖД. Это один из инструментов влияния на менеджмент дороги.

Однако следует также признать: железная дорога, несмотря на сложности, развивается. На некоторых участках повышается интенсивность движения, увеличивается объем работы. Соответственно, там возникает потребность и в увеличении количества персонала.

– Как складывается взаимодействие Дорпрофжела с дочерними обществами ОАО «РЖД»?

– Кроме структурных подразделений непосредственно ОАО «РЖД» на полигоне магистрали Дорпрофжел работает с дочерними предприятиями холдинга, а также с ГУП «Петербургский метрополитен», отраслевыми вузами, транспортными строительными организациями. В каждой структуре налажено взаимодействие между руководителем и профсоюзным активом.

Как преодолеть сложности?

– Насколько в коллективном договоре сейчас учтены те аспекты, которые появились в последний период на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса? Следует ли в этот документ вносить дополнительные поправки?

– В прошлом году, когда пандемия только начиналась, Роспрофжел и ОАО «РЖД» грамотно отреагировали на падение объема работ и снижение пассажиропотока. Было подписано соглашение по поддержке и сохранению персонала в организациях железнодорожного транспорта.

Также было подписано дополнительное соглашение к коллективному договору ОАО «РЖД» на 2020–2022 гг. Он был дополнен. Новый пункт 4.19.1, который появился в нем, ориентирован на работу коллектива во время действия мер, принятых в РФ против коронавирусной пандемии. Данный документ направлен на сохранение персонала в период падения объемов перевозок.

– Как руководство профсоюза взаимодействует с работодателем в связи с необходимостью для персонала соблюдать антиковидные меры? Есть ли факты принуждения к вакцинации? Как соблюдаются санитарные правила в управленческом аппарате холдинга?

– Что касается выполнения антиковидных мер, то здесь работа выстроена в соответствии с распоряжениями Роспотребнадзора, главного санитарного врача и администраций регионов.

Сейчас в средствах массовой информации публикуется много разных материалов, как снизить риски заболевания. Профсоюз проводит работу по доведению до работников информации о вакцинации, необходимости оказания внимания своему здоровью.

Тем не менее за прошедший год мы накопили достаточно примеров заболеваний работников. Среди них есть и такие, у кого наблюдались симптомы легкой формы. Но есть и те, у кого заболевание протекало тяжело. Собираем данные и о реакциях организма на вакцину.

Накопленные данные анализируются. И мы информируем трудовые коллективы. Каждый должен сам принять решение. Но для этого члены профсоюза должны получать проверенную информацию по данной теме. Это очень важно.

– Как рациональнее организовать дистанционную работу персонала в нынешних условиях, чтобы при этом не нарушались права персонала? Созданы ли для этого достаточные условия на ОЖД?

– Коронавирус заставил нас по-другому взглянуть на некоторые вопросы взаимодействия с членами профсоюза. Изменяется система диалога между председателем первичной профсоюзной организации, профсоюзным активом и работником. Мы стараемся оперативно реагировать на возникающие локальные вопросы и решать их, как говорится, еще в зародыше.

В прошлом году в холдинге перевели работников на удаленный режим работы. Однако данный процесс осуществлялся под контролем правовой инспекции труда Роспрофжела – с кадровыми службами регулярно проводились консультации. Профсоюз давал свои рекомендации. За счет этого нам удалось четко отработать данный вопрос без нарушений трудового законодательства.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions