В ОАО РЖД подтвердили, что финансирование МТУ обсуждается. В проекте долгосрочной программы развития ОАО РЖД до 2025 года на развитие МТУ в 2019–2025 годах предусмотрено 306 млрд руб. (вдвое больше, чем указано в документах ОАО РЖД, касающихся магистрального плана), на организацию диаметрального внутригородского движения в МТУ (создание МЦД) — еще 110 млрд руб., на улучшение облика пассажирских обустройств МТУ — 18,4 млрд руб. Средства Москвы указаны в объеме 57,9 млрд руб.
В ОАО РЖД пояснили, что развитие МТУ включает множество проектов. «В частности, для увеличения скорости и объемов перевозки контейнерных грузов с Дальнего Востока в направлении портов Северо-Запада и западной границы требуется усиление инфраструктуры большого Московского окружного кольца и подходов к нему. Развитие внутригородских и пригородных перевозок требует усиления инфраструктуры Московского центрального кольца (для организации движения поездов с интервалом 4 мин.), Савеловского, Смоленского, Рижского и Курского направлений (проекты МЦД-1 Одинцово—Лобня и МЦД-2 Нахабино—Подольск), других радиальных направлений и соединительных линий, развития конечных станций оборота электропоездов. Запланировано развитие и реконструкция пассажирской инфраструктуры»,— сообщили в компании.
Как рассказал “Ъ” источник, знакомый с ситуацией вокруг проекта, по оценкам властей Москвы, развитие МТУ обеспечено средствами лишь на 17%. По его словам, 17 сентября мэр Москвы Сергей Собянин обратился к Максиму Акимову с письмом, в котором сообщил, что из 931 млрд руб., необходимых на МЦД, финансированием обеспечены лишь 159,5 млрд руб.: 53,1 млрд руб. предусмотрены в бюджете РФ на 2019–2021 годы, 65,1 млрд руб.— в бюджете Москвы и 41,3 млрд руб. выделяет ОАО РЖД. Потребность в финансировании составляет 771,6 млрд руб. до 2023 года, или 154,3 млрд руб. ежегодно, пояснил собеседник “Ъ”. Сергей Собянин попросил вице-премьера поддержать предложение Москвы о дальнейшей реализации проекта МТУ в полном объеме и поручить предусмотреть выделение финансирования.
В мэрии Москвы от комментариев отказались. Еще один источник “Ъ” знаком с другим письмом в адрес господина Акимова, которое направляли несколько глав регионов Центрального федерального округа, включая Сергея Собянина. В нем речь шла о том, чтобы выделять ОАО РЖД ежегодно около 50 млрд руб. напрямую на развитие железнодорожной инфраструктуры регионов. Речь идет не только о проекте МЦД в Московской области, уточняет собеседник “Ъ”, но и о других проектах. Предложение, говорит он, уже поддержал премьер Дмитрий Медведев (комментариев в его аппарате получить не удалось).
Замгендиректора ИПЕМа Владимир Савчук поясняет, что во всем мире пассажирские перевозки не считаются доходной сферой деятельности, чтобы можно было привлечь коммерческие средства в достаточном объеме. Без поддержки федерального бюджета, говорит эксперт, такой проект, как развитие МТУ, осуществить нельзя Часть средств может предоставить Москва, часть — ОАО РЖД, но существенные инвестиции из федерального бюджета необходимы.