+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.10.2025 18:00:55
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Неделя железных дорог: контроль качества, тарифные споры и перестройка рынка

Насыщенная неделя принесла сразу несколько сюжетов: резкий рост доли вагонов, не допущенных после ремонта, новые инициативы по индексации тарифов и встречные требования отрасли, кадровую оптимизацию в РЖД, разнонаправленную динамику контейнерной перевалки и спроса на автомобили через Владивосток, а также новости городской мобильности в Петербурге. Ниже – главное по темам.
Неделя железных дорог: контроль качества, тарифные споры и перестройка рынка
Качество ремонта: контроль ужесточается

Доля вагонов, не допущенных на инфраструктуру после планового ремонта, по итогам 9 месяцев 2025 года выросла до 37,7% против 34,4% годом ранее. Самые высокие показатели недопуска зафиксированы на Октябрьской (45,3%), Московской (40,2%), Дальневосточной (39,7%), Восточно-Сибирской (39,3%) и Приволжской (39,2%) дорогах.

Центральная дирекция инфраструктуры отмечает 30 вагоноремонтных предприятий с наиболее низкими результатами. У 26 из них динамика отрицательная, улучшение наблюдается лишь у трех. В качестве меры воздействия за 8 месяцев текущего года 187 раз приостанавливалась работа ремонтных позиций.

ЦДИ готовит ужесточение контроля: планируется введение ежесуточного поузлового мониторинга качества на предприятиях, где доля недопуска выше среднесетевой. Наибольшее число претензий традиционно касается автотормозов, кузова и тележки.

Параллельно положительные эффекты уже дают изменения в технической документации: снижение отцепок по фрикционным клиньям на 25%, по боковым рамам и прокладкам – на 10%, по воздухопроводам – на 24%, по поглощающим аппаратам – на 18%, по случаям саморасцепа – на 21%.

В 2026 году ожидается новый этап мер – обновление норм по подшипникам, колпакам скользунов и тормозным узлам, что должно дополнительно сократить количество отказов на 10–20%.

Тарифная политика: от реформ к конфликту интересов

В центре внимания – проект приказа ФАС, предлагающий заменить действующий принцип индексации тарифов «инфляция минус» на «композитный индекс ценового давления на расходы». Новая формула включает больше элементов затрат, включая амортизацию и социальные отчисления, что, по мнению экспертов, может стимулировать рост расходов и ослабить контроль за эффективностью.

Одновременно на Российской энергетической неделе представители угольной отрасли, чья логистика достигает 70% себестоимости, призвали ввести мораторий на индексацию тарифов РЖД. По их словам, дальнейшее повышение приведет к падению экспортной рентабельности и сокращению добычи.

Оптимизация в РЖД: снижение затрат и пересмотр структуры

На фоне сокращения объемов перевозок компания РЖД объявила о мерах оптимизации управленческого аппарата. В числе шагов – заморозка найма, сокращение незаполненных вакансий и корректировка штатных расписаний.

До 1 ноября 2025 года компании поручено представить предложения по оптимизации численности, а до 21 ноября – подготовить необходимые организационно-распорядительные документы. Официально подтверждено, что эти меры направлены на повышение эффективности и адаптацию структуры к текущим объемам работы.

Рынок подвижного состава: охлаждение и переоценка инвестиций

Производство инновационных вагонов в январе – сентябре 2025 года снизилось на 5%, составив 14,2 тыс. единиц, несмотря на то что в первом полугодии сектор удерживался в плюсе. Особенно заметен спад в летне-осенние месяцы: сентябрьский выпуск – 0,8 тыс. вагонов против 2,3 тыс. годом ранее.

Тем временем вторичный рынок демонстрирует рост активности. Количество предложений о продаже вагонов увеличилось на 69% с мая, и операторы начали избавляться не только от устаревшего, но и от вполне работоспособного парка 2019–2023 годов. Это отражает общую тенденцию к снижению инвестиционной привлекательности подвижного состава.

Пассажирская повестка: Петербург интегрирует железную дорогу в городскую систему

С 2026 года в Санкт-Петербурге начнет действовать единый тариф на пригородные железнодорожные перевозки в границах города. Это решение вписывается в программу «Мегапроекты XXI века» и призвано расширить модель городской мобильности, интегрируя электрички в общую транспортную сеть.

Сегодня в городе уже работает 5 маршрутов тактового движения. Развитие этого формата и последующее введение универсального проездного билета должны повысить доступность и привлекательность железнодорожного транспорта для пассажиров.

Импорт автомобилей: Владивосток бьет рекорды

С начала октября через Владивостокскую таможню прошло более 17,5 тыс. автомобилей, что на 24% превышает уровень первых двух недель сентября. Несмотря на рост потока, процесс оформления остается стабильным – средний срок не превышает трех суток, а мощности складов временного хранения остаются свободными.

Эксплуатационные показатели: оборот вагона вновь снизился

В сентябре оборот вагона составил 521,9 часа (≈21,7 суток), что на 11,8 часа меньше, чем в августе, но на 1,5% выше, чем годом ранее.
Во времени движения – рост до 78,1 часа, на промежуточных и технических станциях – снижение (до 10,9 и 143,9 часа соответственно). Основной фактор удлинения оборота – операции под грузом, занявшие 289 часов, что на 25,4% выше уровня 2024 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions