Одним из самых острых вопросов недели стало обсуждение стоимости ремонта колесных пар вагонов. Дочке РЖД – компании «ВРК-1» – указали на фактическую сверхдопустимую индексацию услуг.
При том что при формировании цен на 2026 год предлагалось ориентироваться на индексацию в 10% для работ по ремонту грузовых вагонов и колесных пар, расчеты операторов показали иное. Прогнозный рост стоимости ТР колесной пары достигает 28,6–28,9% в зависимости от типа смазки, СР – около 20,1%. Операторы называют повышение выше 10% неприемлемым, подчеркивая, что это напрямую разгоняет инфляцию и увеличивает расходы на содержание парка.
Ноябрь принес заметные изменения в географии железнодорожной погрузки. По темпам роста отправок в тройку лидеров вошли Республика Дагестан, Курганская и Ленинградская области.
-
Республика Дагестан показала рост погрузки на 55%. Драйверами стали зерно (увеличение в 3,4 раза), строительные грузы (в 1,5 раза) и нефть (+23,2%).
-
Курганская область прибавила 27,5% благодаря росту отправок строительных грузов в 5,4 раза и увеличению погрузки зерна на 38,3%.
-
Ленинградская область зафиксировала рост на 21,2%, в основном за счет строительных грузов (в 1,4 раза) и нефтяных – на 16,2%.
По абсолютным объемам погрузки лидируют традиционные тяжеловесы: Кемеровская область (16,7 млн т), Красноярский край (4,3 млн т) и Свердловская область (3,9 млн т) – регионы, которые продолжают определять общую картину железнодорожных перевозок в стране.
Российско-китайское направление сохраняет статус одного из ключевых драйверов грузового трафика. За январь – сентябрь 2025 года грузопоток через границу с Китаем вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Одновременно в целом по стране через 107 автомобильных пунктов пропуска зафиксирован рост проезда грузовых автомобилей на 4%.
Параллельно развивается и новый формат погранконтроля: на российско-азербайджанской границе реализуется пилотный проект интеллектуального пункта пропуска Тагиркент – Казмаляр. Он должен повысить пропускную способность и внедрить современные цифровые решения в логистику и контроль.
Технология виртуальной сцепки (ВСЦ), ранее применявшаяся только в грузовом движении на Восточном полигоне, теперь тестируется и в пассажирском сообщении. Испытания прошли на участке Россошь – Лихая Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог.
Во время опытных поездок проверялись системы автоведения, цифровой связи между локомотивами и алгоритмы безопасного сближения поездов. Главный результат – подтверждена возможность сокращения межпоездного интервала до 3–6 минут без ущерба для безопасности. В 2024 году по технологии ВСЦ уже было проведено 76 тыс. пар поездов, и расширение применения на пассажирское движение открывает новые перспективы для увеличения пропускной способности существующей инфраструктуры без масштабных строек.
Крупнейший инфраструктурный проект – мост через Лену – постепенно набирает финансовый вес. На сегодняшний день в его создание уже привлечено около 11,8 млрд руб. Значительная часть расходов ложится на региональный бюджет: в 2025 году финансирование Якутии составит 9,53 млрд руб., федеральный вклад – 1,3 млрд руб. с ожиданием дополнительного аналогичного транша. Внебюджетные источники (кредиты, в том числе на покрытие НДС) оцениваются примерно в 2,2 млрд руб.
Всего на проект предусмотрены капитальные гранты в размере 92,3 млрд руб., из которых 41,3 млрд руб. – федеральные средства. Частный партнер обеспечит финансирование на 82,5 млрд руб. Срок действия концессионного соглашения – до 2049 года. В первый год эксплуатации мост должен пропускать порядка 5,2 тыс. автомобилей в сутки, к концу срока – до 6,2 тыс. При этом для легкового транспорта проезд будет бесплатным, что особенно важно для жителей региона.
Во ВНИКТИ (Коломна) стартовали ресурсные испытания рамы моторной тележки для перспективных высокоскоростных электропоездов. Задача – подтвердить прочность и надежность конструкции при различных режимах эксплуатации.
На стенде рама нагружается с помощью гидроцилиндров, а более 150 тензодатчиков в «режиме кардиограммы» фиксируют реакцию отдельных зон конструкции на динамические воздействия массы кузова, скорости и особенностей верхнего строения пути. Чтобы подтвердить долговечность, изделию предстоит выдержать 10 млн циклов нагружения – это примерно соответствует 30 годам эксплуатации. Испытания идут круглосуточно, завершить программу РЖД планируют к концу I квартала 2026 года.
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2026 год, по данным, обсуждаемым в правительстве, не превысит 1 трлн руб. Документ планируется рассмотреть 11 декабря. Это продолжает тренд на более сдержанные инвестиции: еще в декабре 2024 года совет директоров утвердил объем инвестпрограммы на 2025 год на уровне 890,9 млрд руб., что примерно на 30% меньше, чем в 2024-м (1,275 трлн руб.).
В таких условиях выбор приоритетов становится особенно важным: от того, какие проекты получат финансирование, зависит дальнейшее развитие сети, модернизация подвижного состава и качество обслуживания грузовладельцев.
Все эти вопросы – от тарифной политики и качества сервиса на сети РЖД до цифровизации, ремонта парка, контейнерных перевозок и развития российского транспортного рынка в целом – станут в центре обсуждения на XXIII конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 11 декабря в Москве в отеле «Золотое кольцо» (ул. Смоленская, д. 5). Участников ждет пленарная дискуссия о ключевых трендах отрасли и серия профессиональных сессий, а принять участие в форуме можно как офлайн, так и в онлайн-формате. Организатор мероприятия – редакция журнала «РЖД-Партнер», зарегистрироваться можно по телефону: +7 (812) 418-34-90, по электронной почте: conf@rzd-partner.ru или отправив заявку со страницы конференции.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



