+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2025 11:05:22
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Морем, по рельсам и через мост: транспортная неделя России

На уходящей неделе транспортная отрасль жила сразу несколькими крупными событиями: в Москве прошел ключевой отраслевой семинар о ремонте вагонов, в Черном море готовится к запуску долгожданная паромная линия между Сочи и Трабзоном, а свежие статистические данные по перевалке грузов и отчетность РЖД дали пищу для размышлений о динамике рынка.
Морем, по рельсам и через мост: транспортная неделя России

Ремонт без простоев: итоги семинара РЖД-Партнера

31 октября в Москве состоялся деловой семинар «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованный журналом РЖД-Партнер. Ведущие эксперты и представители вагоноремонтных предприятий обсудили текущее состояние отрасли, перспективы регулирования и технические новации.

Главная тема дискуссии – снижение объемов плановых ремонтов. По данным ROLLINGSTOCK Agency, за 9 месяцев 2025 года отремонтировано 102 тыс. полувагонов – на треть меньше, чем годом ранее. Особенно ощутимым стало падение капитальных ремонтов: лишь 1,6 тыс. вагонов против почти 40 тыс. в 2024 году. Аналогичная тенденция наблюдается и по другим видам подвижного состава: минус 8,7% по цистернам, 21% по платформам, 9,6% по хопперам и 20% по крытым вагонам.

Ситуацию участники объяснили ужесточением контроля за выпуском вагонов из капитального ремонта, действующим с начала года. Однако, как подчеркнули эксперты, корректировка регуляторных норм была необходимой – на рынке требовалось навести порядок.

Звучала и экономическая составляющая: по словам заместителя гендиректора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, стоимость деповского ремонта типового парка вагонов различается по регионам почти на 60%. Если в европейской части страны она составляет около 107 тыс. руб., то на Дальнем Востоке – до 170 тыс. Разброс объясняется разницей в спросе и логистических издержках.

Отдельно обсуждался новый порядок идентификации колесных пар с нечитаемой маркировкой. Документ, утвержденный РЖД, позволяет ремонтным предприятиям получать подтверждение истории эксплуатации через информационные системы компании. Как пояснил директор по развитию СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Дмитрий Шпади, это решение снимает юридические противоречия и предотвращает списание пригодных к эксплуатации изделий.

Напомним, что электронный пакет участника семинара «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», который успешно прошел 31 октября 2025 года в г. Москве, можно приобрести, связавшись с нами по тел.: +7 (812) 600-79-01 или по электронной почте: info@om-express.ru.

Заявку на приобретение пакета участника также можно отправить со страницы семинара.

Электронный пакет участника включает видео- и аудиозаписи мероприятия, презентации спикеров и дополнительные материалы.

Море зовет: Сочи и Трабзон соединит новый паром

Одним из наиболее обсуждаемых событий недели стала новость о возобновлении паромного сообщения между Сочи и турецким Трабзоном. Первый за 11 лет рейс планируется на 29 октября, а билеты уже поступили в продажу в кассах порта Трабзона.

Согласно расписанию, паром будет курсировать дважды в неделю: из Трабзона в Сочи – по воскресеньям и средам, обратно – по понедельникам и четвергам. Время в пути составит около 12 часов.

Проект возобновления линии обсуждался с 2023 года, но неоднократно откладывался. Изначально старт планировали на январь 2025 года, затем на июнь, однако изменения в правилах захода судов в российские порты и административные согласования смещали сроки. Только в октябре удалось согласовать новую дату запуска. Но шторм вновь отложил запланированный запуск.

Билеты стоят от 6 тыс. руб. за сидячее место, каюта – около 20 тыс., перевозка автомобиля – 30–35 тыс. руб. По словам представителей туроператоров, основная аудитория маршрута – автотуристы, которые предпочитают путешествовать по Турции на личном транспорте. Расстояние между портами – всего 287 км, что делает переправу удобной альтернативой сложным сухопутным маршрутам.

Эксперты считают, что при стабильном сотрудничестве российских и турецких властей проект способен стать устойчивым направлением сезонного туризма и частично разгрузить авиационные маршруты на юг.

Морские грузы теряют в объемах, но не в интересе

Пока Черное море готовится принять первых туристов, его порты фиксируют снижение перевалки наливных грузов. По данным Ассоциации морских портов, за январь – сентябрь 2025 года обработано 330,8 млн т наливных грузов – на 1,3% меньше, чем годом ранее.  

Особенно заметно снизились объемы пищевых грузов – до 4,1 млн т (-11,8%). Наибольшее падение показал Азово-Черноморский бассейн — минус 25,4%, тогда как Балтийский и Каспийский, напротив, продемонстрировали рост (на 23,1 и 26,6% соответственно).

Среди других категорий – рост по сырой нефти (+1,2%), спад по нефтепродуктам (-6%) и сжиженному газу (-1,6%).

Новый коридор: Амурская область предлагает путь в Китай в обход Приморья

На III Российско-китайском форуме инвестиционного развития и торгового сотрудничества Амурская область представила новый проект международного транспортного коридора. Маршрут предполагает использование моста Благовещенск – Хэйхэ и направлен на порты провинции Ляонин – Далянь, Люйшунькоу и Инкоу.

По словам заместителя директора Агентства по привлечению инвестиций Амурской области Сергея Хмуры, новый путь на 1500 км короче маршрутов через Приморский край, а доставка грузов до Москвы может занимать всего 14 дней. В логистическую схему планируется включить сухой порт Благовещенск и новый распределительный терминал у моста через Амур.

Проект позволит диверсифицировать экспортно-импортные потоки и частично разгрузить приморские погранпереходы, что особенно актуально в условиях растущего товарооборота между Россией и Китаем.

На рельсах будущего: испытания «виртуальной сцепки» в пассажирском движении

На юге России прошли первые в стране испытания технологии «виртуальная сцепка» в пассажирском движении. По маршруту Россошь – Лихая два локомотива серии ЭП1М следовали резервом без вагонов с интервалом 4–6 минут.

В ходе эксперимента проверялась работа системы синхронизации при движении по боковым путям, а также реакция ведомого локомотива на экстренное торможение ведущего. До этого момента технология применялась исключительно в грузовом сегменте.

Принцип работы ВСЦ основан на постоянном радиоканале между локомотивами: они обмениваются данными о скорости, положении и режимах работы, что позволяет следовать на минимальном интервале с полным контролем безопасности. В 2024 году РЖД уже провели 76 тыс. пар поездов с использованием технологии, но теперь речь идет о расширении ее применения на пассажирские маршруты.

Перенос новых правил утильсбора: дополнительный месяц для автопроизводителей и покупателей

Министерство промышленности и торговли РФ объявило о переносе вступления в силу новых правил расчета утилизационного сбора на легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года.

В ведомстве объяснили, что решение принято в интересах покупателей, которые уже заказали автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л. с. и могли столкнуться с задержками в их доставке. Отсрочка даст возможность завершить оформление по действующим условиям.

Измененная методика расчета утильсбора будет учитывать не только объем и тип двигателя, но и мощность, вводя прогрессивную шкалу коэффициентов. Для машин мощностью до 160 л. с. сохранится льготный коэффициент, который, по данным Минпромторга, охватывает более 80% российского автопарка.

Финансовый итог: РЖД фиксируют убыток по РСБУ

ОАО «РЖД» опубликовало промежуточную отчетность за январь – сентябрь 2025 года. Чистый убыток компании по РСБУ составил 4,2 млрд руб., тогда как годом ранее компания показала прибыль в 44,7 млрд руб.

При этом выручка РЖД выросла на 10%, до 2,3 трлн руб., а прибыль от продаж – на 16,5%, до 319,2 млрд руб. Финансовый результат компании объясняется ростом издержек и изменением структуры расходов, в том числе на инфраструктурные проекты и энергообеспечение.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions