+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.09.2025 18:00:39
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Итоги недели: тарифные риски, дисбаланс в перевозках и новые горизонты развития отрасли

Минувшая неделя оказалась насыщенной заявлениями и событиями, которые касаются как повседневной работы операторов и грузовладельцев, так и долгосрочных проектов развития железнодорожной отрасли. В центре внимания оказались вопросы тарифной политики, окупаемости подвижного состава, контейнерного рынка и перспектив скоростных магистралей.
Итоги недели: тарифные риски, дисбаланс в перевозках и новые горизонты развития отрасли
Средний оборот вагона растет, но проблемы остаются

По итогам января – августа 2025 года средний оборот грузового вагона вырос на 8,8%, составив 22,2 суток, – это один из самых высоких показателей последних лет. Однако, как отмечают эксперты, статистика не отражает всей картины.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии» подчеркнул, что РЖД рапортуют об улучшении показателей по инфраструктуре общего пользования, но реальные проблемы остаются на путях необщего пользования.

По его словам, операторы сталкиваются с трудностями при подаче вагонов под погрузку и вывозе с подъездных путей, что и формирует «критический» уровень оборота в целом.

Контейнерные перевозки: угроза от допиндексации тарифа

Согласно данным Минэкономразвития, в 2026 году железнодорожные тарифы в целом вырастут на 10,4%, а для контейнерных перевозок дополнительно предусмотрено повышение еще на 5%.

Директор ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков назвал эту меру ключевой угрозой для сегмента: «На падающем рынке повышать тариф и еще проводить дополнительную индексацию – решение неправильное».

С 2017 года контейнерные перевозки уже подвергались 5–6 дополнительным индексациям, что снизило их конкурентоспособность. По словам эксперта, новая доплата станет «одним из гвоздей», окончательно укрепляющих позиции автотранспорта.

Новые вагоны: окупаемости пока не видно

Окупаемость вложений в новый подвижной состав сегодня ставится под сомнение. Как заявил руководитель проектов ROLLINGSTOCK Agency Александр Слободяник, ставки за предоставление вагонов падают быстрее, чем цены на сам подвижной состав.

Для фитинговых платформ и крытых вагонов срок окупаемости не выглядит привлекательным.

Для полувагонов, как типовых, так и улучшенных, расчеты показывают полное отсутствие окупаемости.

Даже при снижении ключевой ставки до 8% приобретение вагонов при текущих рыночных ставках аренды остается экономически невыгодным.

Контейнеры в полувагонах: практика прошлого мешает настоящему

На Дальнем Востоке объем фитинговых платформ уже полностью покрывает вывоз импортных контейнеров, создавая при этом резерв в 10%. Несмотря на это, перевозка контейнеров в полувагонах по-прежнему согласовывается.

Исполнительный директор ООО «Транс Синергия» Станислав Станкевич считает такую практику деструктивной: «Коллеги с портов прекрасно видят, как на подъездных путях стоят брошенные составы фитинговых платформ, а в это время грузят полувагоны».

По его словам, если в 2024 году круг Москва – Дальний Восток приносил оператору 100–200 тыс. рублей, то сегодня убытки составляют 40–50 тыс. на цикл.

Арктический вектор: Китай тестирует новый маршрут по Севморпути

20 сентября из порта Нинбо в рейс отправится грузовое судно, которое протестирует новый маршрут через Северный морской путь. По данным Politico, корабль посетит ряд китайских портов, далее пройдет через Арктику и зайдет в Великобританию, Роттердам, Гамбург и Гданьск.

Основатель Арктического института США Мальте Хамперт отметил: «Это действительно больше похоже на обычный морской маршрут перевозок».

Эксперт напомнил, что еще десятилетие назад такие рейсы считались возможными только после 2040–2050 годов. Теперь же Китай активно накапливает опыт и обучает экипажи.

Порожний парк: РЖД заработали 500 млрд руб.

Доходы РЖД от перевозки порожних вагонов в 2024 году составили почти 500 млрд рублей. Такие данные привел заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин.

При этом он напомнил, что сегодня около 200 тыс. вагонов находятся в отстое, из которых 60 тыс. – на путях общего пользования, а 140 тыс. – на необщего. По его расчетам, оптимизация ставок за хранение могла бы приносить РЖД ежемесячно более 1,1 млрд рублей, а операторам экономию свыше 1,4 млрд рублей.

Однако, как подчеркнул эксперт, компания не использует даже те возможности, которые могли бы быть выгодны и ей самой, и рынку.

Trade-in для вагонов: шаг к обновлению парка

На 81-м заседании Комиссии вагонного хозяйства СЖТ обсуждалась программа trade-in для подвижного состава. Ее цель – сглаживание пиков списания и равномерное обновление парка.

Ключевые параметры: принцип добровольности для собственников, субсидия при списании 3 вагонов на покупку одного нового, особые лизинговые схемы с господдержкой.

Программа особенно актуальна на фоне того, что поступление нового подвижного состава в I полугодии 2025 года составило 35,8 тыс. вагонов, при списании лишь 14,7 тыс.

Высокоскоростные магистрали: планы до 4,5 тыс. км

О масштабных перспективах рассказал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. По его словам, утвержденная президентом схема развития ВСМ предусматривает строительство свыше 4,5 тыс. км линий.

Маршруты соединят Москву с Минском, Екатеринбургом, Адлером и Рязанью, охватив более 100 млн человек.

«За следующие 6 месяцев необходимо завершить проработку модели, установить этапность и приоритетность направлений и представить главе государства предложения», – отметил глава правительства.

ВСМ должны органично интегрироваться в транспортную систему страны и стать драйвером экономики, туризма и мобильности населения.

Неделя показала противоречивую картину: с одной стороны – рост отдельных показателей и масштабные проекты, с другой – структурные проблемы в тарифной политике, контейнерных перевозках и окупаемости подвижного состава. Но именно сочетание этих факторов формирует актуальную повестку для участников рынка: от ежедневной операционной работы до стратегических решений, которые определят будущее железнодорожной отрасли России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions