+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.02.2021 14:58:56
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

При создании магистральной квантовой сети опасно делать ставку на вау-эффект

С принятием в 2020 году дорожной карты по квантовым коммуникациям в России начался новый этап развития этой технологии. О перспективах квантовой криптографии на железной дороге мы поговорили с профессором, доктором физико-математических наук, научным руководителем Центра квантовых технологий физического факультета МГУ Сергеем Куликом.
При создании магистральной квантовой сети опасно делать ставку на вау-эффект
– Сергей Павлович, ответственной за реализацию дорожной карты по квантовым коммуникациям в России стала корпорация «РЖД». Считаете ли Вы корректным, что развитием данной технологии занимаются железные дороги, а не IT-гиганты?

– Выбор РЖД кажется странным только на первый взгляд. На самом деле он абсолютно логичен. Эта корпорация имеет самую разветвленную коммуникационную сеть в стране, а телекоммуникации – это основа основ для практического внедрения проектов в области квантовой криптографии.

–Какие особенности данной технологии могут быть наиболее интересны для железнодорожников?

– Во-первых, РЖД, как и другие крупные технологические и стратегически важные корпорации, чрезвычайно заинтересованы в максимальной защищенности передаваемых данных, относящихся, например, к корпоративной тайне. Квантовая криптография обеспечивает абсолютную защищенность, гарантированную законами физики, поэтому получить доступ к передаваемой конфиденциальной информации злоумышленник не сможет. Хотя всех вопросов безопасного хранения и передачи данных квантовая криптография, как, впрочем, и любая другая, не решит. Безопасность корпоративной сети – это всегда комплексная задача, объединяющая различные решения для различных целей.

Относительно же перспективы использования квантовой криптографии в специфических решениях я бы назвал прежде всего защиту данных, которыми обмениваются беспилотные поезда со стационарными пунктами управления. Именно так ставилась проблема руководством РЖД при посещении Центра квантовых технологий полтора года назад.

– На первом этапе проект РЖД подразумевает создание опытной магистральной квантовой сети по направлению Москва – Санкт-Петербург общей длиной более 800 км. Сейчас поставлена цель – выйти на пилотные участки в 2021 году. Реалистичен ли этот срок?

– На мой взгляд, хотя проект РЖД по созданию опытной магистральной квантовой сети нужен и важен, заявленные сроки его реализации нереалистичны. Крайне опасно делать ставку на вау-эффект, то есть тратить деньги на громкий, но совершенно бесполезный с точки зрения потенциала использования результат. К сожалению, примеров таких проектов много…

Напомню, что квантовая криптография (наиболее востребованный на сегодня сегмент квантовых коммуникаций) была придумана для обеспечения секретности коммуникаций, а не увеличения скорости, уменьшения габаритов и пр. Криптография – серьезная наука, здесь действуют свои строгие законы. Демонстрация популистских решений приведет к печальным последствиям как с точки зрения экономики, так и с точки зрения политики.

В сроки, определенные для реализации проекта, не заложена тщательная научная и технологическая проработка аппаратуры доверенных узлов. Насколько мне известно, такие работы ведутся, но они не находятся в стадии внедрения.

Не стоит забывать, что значительное время уходит на процедуры сертификации документации и оборудования у регуляторных органов, а пока вопрос сертификации также остается открытым – стандартных процедур для сертификации оборудования с квантовым распределением ключей в России практически нет. Между тем без сертификации квантовые сети будут носить только экспериментальный характер. Для того чтобы они получили возможность коммерческого использования, нужны четкие регуляторные механизмы. Работа в данном направлении идет, и мы активно в ней участвуем.

– Одна из серьезнейших проблем, с которой сталкиваются при реализации проектов в области квантовых коммуникаций, – это ограниченная дальность передачи данных. Как можно масштабировать квантовую сеть для охвата протяженных объектов?

– Действительно, дальность передачи сигнала в квантовой сети по оптоволокну сейчас порядка 100 км. В идеальных условиях, впрочем, ученым удавалось передавать защищенную информацию и на значительно большие расстояния, но работаем мы не в идеальных, а в реальных условиях.

Для масштабирования сети можно использовать доверенные узлы – элементы сети, которые принимают отправленную информацию и затем передают ее дальше, сохраняя ключ от начальной к конечной точке в квантовой сети. Здесь можно использовать как элементы наземной инфраструктуры, так и мобильные аппараты, вплоть до космических. Правда, при использовании мобильных аппаратов мы должны считать летательный аппарат таким же доверенным узлом со всеми вытекающими последствиями, например связанными с хранением ключей.

– Какие затраты требуются на внедрение действующей сети?

– Себестоимость классических реализаций систем на основе дискретных переменных достаточно велика. Основной вклад в стоимость, не считая разработки, дают однофотонные детекторы и фазовые модуляторы. С другой стороны, квантовое распределение ключа высвободит значительные ресурсы, которые в настоящее время уходят на организационные мероприятия по подготовке и отправке курьеров.

Другая статья расходов по внедрению квантовых сетей – подготовка квалифицированных инженерных кадров, которые обеспечивают наладку и техническое обслуживание аппаратуры. Важно помнить, особенно реализуя пилотные проекты, что квантовые коммуникации – новая отрасль. Если для работы в физических лабораториях можно найти достаточное количество специалистов (впрочем, и это не самая простая задача), то масштабные проекты потребуют большего количества профессионалов, которых пока просто нет. РЖД, кстати, активно занимаются этим вопросом. В частности, наш центр уже проводил курсы повышения квалификации для сотрудников корпорации. Однако в будущем для реализации амбициозных планов потребуется несоизмеримо больше специалистов. И этому стоит уделять максимальное внимание уже сейчас.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions