+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.09.2025 14:05:11
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Латание дыр или новая система: вернутся ли традиционные способы взаиморасчетов?

Новые инструменты, пришедшие на смену прямым взаиморасчетам, а также выбывшим способам оплаты – это новая традиционность. И эти способы будут множиться и продолжать сменять вновь перекрываемые каналы.

Глобальная финансовая система переживает период трансформации, вызванный геополитическими изменениями и технологическим прогрессом. Санкционные ограничения, а также самоограничения со стороны банковского сектора создают серьезные препятствия для традиционных механизмов международных расчетов. Одними из ключевых проблем являются: блокировка активов и счетов в иностранных банках, ограничение доступа к международным платежным системам, отказ от проведения платежей за товары российского происхождения или в адрес российских компаний, рост комиссий за проведение трансграничных операций, увеличение сроков обработки платежей, валютные риски при конвертации, запрет на доступ к сырьевым биржам и рынку капитала стран глобального Запада. Это вынуждает участников рынка искать альтернативные решения для обеспечения бесперебойных расчетов.

Смена ролей

По словам директора департамента финансовой политики Минфина Алексея Яковлева, долгое время структура боролась с тем, чтобы преодолеть инертность участников рынка, которые рассчитывали, что трудности довольно быстро будут нивелированы и все вернется на круги своя, и старались работать, как раньше. Но когда стало понятно, что прошлые способы взаиморасчетов уже невозможны, появилось своего рода «платежное меню» – множество инструментов и способов взаиморасчетов стали новой стратегией, а также новой реальностью для участников рынка.

«Не все имеющиеся инструменты используются сейчас в достаточной мере, но они смогут прийти на замену, если текущие механизмы перестанут работать. Это и есть долгосрочная стратегия, которая работает наперед, и которая уже показала свою эффективность», – подчеркнул А. Яковлев.

Заторы на расчетных магистралях

Геополитические ограничения и санкционный режим, который блокирует банковские инструменты и традиционные каналы взаиморасчетов, требуют наличия альтернативных механизмов и проработанных сценариев оплаты, на которые можно переключиться, если прежние перестанут работать, согласилась Ольга Баша, член правления Банка ВТБ.

Платежи по картам, биржевой клиринг перестали существовать в прежнем виде. Попытки заменить монополию одной валюты на монополию другой – золото, юань – не решат проблему зависимости всей системы расчетов. Амбиции построить единую альтернативную систему типа swift одновременно для всех – это утопично, и такую систему сложно защитить от санкций и кибератак. Находящиеся на волне популярности криптовалюты, цифровые валюты (CBDC) не в той мере готовы для полноценного использования в трансграничных взаиморасчетах.

От старого порта к многопрофильному хабу

«Ключевыми принципами новой инфраструктуры будут, во-первых, полицентричность и взаимозаменяемость – если один коридор перестанет работать, трафик перейдет на другой. Во-вторых, технологический нейтралитет – карты, qr-коды, отрытые банковские API: надо подключать то, что у партнеров уже есть, а не пытаться навязать единую уникальную платформу или систему. В-третьих, минимум общих правил, главное – общее доверие. В-четвертых, действенная юридическая база, потому что если не будут признаваться обязательства в судах, любые блокчейны останутся картинками», – объяснила О. Баша.

В этой связи, говоря об инфраструктуре международных расчетов, сегодня фокус должен быть на создании двух- и трехсторонних расчетных механизмов, по которым есть взаимная заинтересованность и будет проще договориться: так легче работать и обеспечить взаимные гарантии использования. И точно более реалистично, чем мегапроект единой валюты в едином канале для всех участников.

«Формирование новой финансовой архитектуры – это не просто техническая модернизация, а фундаментальный переход к иному качеству глобального взаимодействия. Представьте себе устаревший порт, который принимает только один тип судов – это то, как мы раньше работали: правила диктовались единственным оператором, пропускная способность была ограничена. А будущее – огромный современный многопрофильный хаб, который обладает множеством специализированных терминалов, принимает различные суда. И это позволяет создать более гибкую и отказоустойчивую инфраструктуру», – добавила О. Баша.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions