+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2023 16:38:33
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Госкорпорации хотят снизить долговую нагрузку

Ситуация обсуждалась на круглом столе «О мерах поддержки государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием».
Госкорпорации хотят снизить долговую нагрузку
Кредиты тянут вниз

Государственный сектор остается преобладающим в экономике, говорит первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов, однако у ряда крупных госкомпаний и госкорпораций наблюдается ухудшение финансового состояния.

«В 2022 году суммарная прибыль у нас превысила 2 трлн руб., но это в 2 раза меньше, чем в предыдущем году. Соответственно каждая третья государственная компания была убыточной», - проинформировал сенатор.

Другая проблема – рост закредитованности предприятий. Ситуация с долговой нагрузкой может ухудшиться после повышения ЦБ ключевой ставки до 15%.

В частности, задолженность «АвтоВАЗа» перед банками на сегодня оценивается более 100 млрд руб. Расходы компании на обслуживание кредитов в этом году составят 10 млрд руб. Это составляет половину суммы годового объема поддержки концерна государством.

Причем данная статья расходов в следующем году может возрасти до 17 млрд руб., если ключевая ставка не снизится, сообщил вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АО «АвтоВАЗ» Сергей Громак.

«Кредиты коммерческих банков привязаны к ключевой ставке. Поэтому растет ключевая ставка - сразу растут расходы промышленных предприятий, и "АвтоВАЗа" в том числе, и на обслуживание кредитов. Поэтому все эти деньги, которые в связи с ростом ключевой ставки будем вынуждены отдать банкам, мы по сути изымаем из нашей инвестиционной программы, из тех самых проектов по обновлению модельного ряда», - рассказал менеджер, добавив, что это ведет к снижению конкурентоспособности компании, особенно когда на рынок выходят активно китайские производители.
Непростая ситуация складывается у «Роскосмоса», «Объединенной авиастроительной корпорации» и «Почты России». К тому же, заявляют их представители, компаниям приходится изыскивать дополнительные средства на повышение зарплат работникам, чтобы более-менее уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Так, сообщила заместитель гендиректора по финансам и экономике «Почты России» Елена Степина, в 2024 году предприятию потребуется около 10 млрд руб. на повышение окладов сотрудников в связи с повышением МРОТ и 32 млрд руб. на приведение заработков к рыночным уровням.

Компании, уточнила она, нужна докапитализация в размере 20-30 млрд руб. для снижения долговых обязательств. При этом «Почта России» втрое снизила операционный убыток за I полугодие и рассчитывает сохранить эту динамику по итогам 2023 года, заявила Е. Степина.

От ставки к ставке

В связи с политикой ЦБ компании, контролируемые государством, просят поддержку в виде субсидирования процентных ставок по кредитам. Как напомнил С. Громак, такой подход действовал в прошлом году.

Для работы этого механизма понадобятся дополнительные бюджетные средства, но если дотировать всех, никакого бюджета не хватит, рассуждает он. Должны быть определенные ограничения.
«Все-таки речь должна идти в первую очередь о промышленности, то есть о тех предприятиях, которые создают некий материальный продукт, некую добавочную стоимость. Второе, мы полагаем, что речь должна идти о системообразующих предприятиях, - считает представитель «АвтоВАЗа». - И третье, мы бы привязали меру господдержки к уровню локализации продукции».

В частности, в автопроме есть система оценки локализации через баллы. «Вот локализовал покраску - получил 500 баллов, локализовал сварку - получил 400 баллов… Наверняка подобные отсечки можно попробовать сделать и по другим отраслям, в зависимости от уровня локализации», - предлагает С. Громак.

В свою очередь, отметила член совета директоров Банка России Елизавета Данилова, есть правительственное постановление, где определены приоритетные отрасли и проекты, которые должны обеспечить технологический суверенитет и структурную адаптацию экономики к новым условиям. Этим госкомпании могут воспользоваться.

«Не так давно это заработало, видимо, банкам нужно время, чтобы новое регулирование освоить…Можно посоветовать компаниям, которые проекты реализуют, совместно с банками проработать возможности: если проект будет соответствовать [приоритетному], то коэффициент [риска] будет ниже, соответственно будут меньше требования к капиталу и можно будет при прочих равных условиях рассчитывать на более низкую ставку», - рассказала Е. Данилова.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions