Восемнадцатого февраля 2021 года ЕК направила Литве официальное извещение о ненадлежащей имплементации в национальное право директивы об общем европейском железнодорожном пространстве.
Согласно литовским правилам приоритета железнодорожной инфраструктуры, управляющий может распределять линии, когда инфраструктура переполнена.
«В оспариваемых правилах приоритета превышается то, что разрешено директивой, они являются дискриминирующими, поскольку они создают более благоприятные условия для закрепившейся на рынке компании», – говорится в решении ЕК о нарушении (Infringement Decisions).
ЕК отметила, что Литва в течение двух месяцев должна ответить на вопросы, возникшие у комиссии. В противном случае ЕК могла решить направить обоснованное мнение (Reasoned Opinion).
При распределении мощностей на переполненных участках железной дороги по правилу приоритет отдается компаниям контролируемой государством группы Lietuvos gelezinkeliai. Это компания грузовых перевозок LG Cargo и пассажирских LG keleiviai, а управляющим железнодорожной структурой является компания этой же группы LTG Infra.
В конце февраля 2020 года на порядок распределения мощностей на Литовских железных дорогах в ЕК подала компания бизнесмена Игоря Удовицкого Gargzdu gelezinkelis. Компания Gargzdu gelezinkelis в течение нескольких лет просила администрацию безопасности на транспорте в Литве выделить ей мощности и включить предприятие в служебный график поездов на участке от белорусской границы до Клайпеды, однако администрация отказывала компании по причине якобы загруженности железнодорожных путей. Заместитель директора администрации Юстас Расомавичюс пояснял, что мощности были предоставлены компаниям, которые планируют перевозить больше грузов и обладают приоритетом в связи с перевозкой пассажиров. Так, разрешения в 2019 году получили дочерние предприятия государственной компании Lietuvos gelezinkeliai – LG Cargo (по перевозке грузов) и LG keleiviai (пассажирские перевозки).
На Литву в ЕК пожаловалась и другая железнодорожная компания – LGC Cargo, связанная с латвийским предпринимателем Айнарсом Шлесерсом. LGC Cargo планировала осуществлять перевозки по Литве до границы с Калининградской областью, откуда грузы могли бы отправляться дальше, в Польшу.Однако мощности LGC Cargo на период 2019–2020 гг. были выделены только на непереполненных линиях, а на тех участках, где могли бы быть признаки транзита, мощности предоставлены не были.
По литовским законам грузы и пассажиров транзитом из третьих стран и в третьи страны может перевозить лишь государственная компания Lietuvos gelezinkeliai. Железнодорожная директива ЕС разрешает государствам-членам, у которых есть граница с третьими странами, делать исключение для транзита, и Литва – единственная в ЕС, кто этим правом воспользовался.
Администрация транспортной безопасности Литвы, получив заявку от LGC Cargo, потребовала предоставить информацию, доказывающую, что та не планирует осуществлять транзит через Литву. Однако LGC Cargo ответила, что не обладает такими доказательствами и не обязана их предоставлять, поскольку перевозки от латвийско-литовской и белорусско-литовской границы до границы с Калининградской областью не считаются транзитом.
И. Удовицкий, комментируя решение Еврокомиссии, заявил, что Литва не извлекает из своих ошибок уроки и ей может опять грозить многомиллионный штраф, как в случае с разбором рельсов до латвийской станции Реньге.
«К сожалению, история АБ «Орлен Литва», когда АБ «Лиетувос гележинкелияй» создала дискриминационные условия на рынке железнодорожных перевозок, повторяется, но после расследования Еврокомиссии исправить их пришлось с большими убытками – незаконные действия АБ «Лиетувос гележинкелияй» обошлись примерно в €100 млн. В 2018 году Еврокомиссия назначила штраф в размере €28 млн. К сожалению, государство не извлекает из своих ошибок уроки, поэтому из-за дискриминационной политики, проводимой в отношении частных перевозчиков, Литве вновь грозит миллионный штраф и убытки», – написал он.