РЖД много лет разрабатывали проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Первоначальная оценка составляла 1,2 трлн руб., нынешняя — 696,2 млрд. Но и она может снизиться до 500 млрд, говорится в презентации проекта. Все дело в будущем конкурсе по выбору проектной компании, которая займется строительством и эксплуатацией дороги. «Мы ожидаем, что в ходе конкурса цена проекта упадет, поскольку минимальная стоимость — один из критериев [для выбора победителя]», – объясняет Константин Черняев, представитель профильной «дочки» РЖД – «Скоростных магистралей».
Финансироваться проект будет по особой модели – «контракту жизненного цикла», заявил вчера гендиректор «Скоростных магистралей» Денис Муратов, которого цитирует «Интерфакс»: проектная компания займется привлечением инвестиций, проектированием, строительством и эксплуатацией магистрали в течение 30 лет.
Дорога должна заработать в 2018 г. Ее владельцем будет государство, уточняет К. Черняев, именно оно возьмет на себя 50% затрат на строительство (по словам источника в Минфине, резерв в бюджете на эти цели – 73,5 млрд руб. на 2011–2014 гг.). Оставшиеся инвестиции обеспечит проектная компания, продолжает К. Черняев. Плату за пользование магистралью будет собирать с перевозчиков государство, а потом отдавать проектной компании фиксированные ежегодные платежи. По словам Черняева, их размер пока не определен: он будет рассчитываться исходя из стоимости проекта, которая и определится в ходе конкурса. Но если смета не снизится (и строительство магистрали обойдется в 696,2 млрд руб.), проектная компания будет получать по 58 млрд руб. в год, заключает он.
Получается, рентабельность проекта для инвестора составит 7%, отмечает управляющий активами БКС Николай Солабуто: «Для таких длинных денег это очень хороший показатель. Тем более что возврат инвестиций гарантирован государством». Запрашиваемая инвестором доходность – тоже один из критериев конкурса, отмечает К. Черняев.
Конкурс по выбору проектной компании, как ожидается, пройдет в декабре 2011 г., заявил Д. Муратов. Пока претендентов четверо, говорит К. Черняев: China Railway Engineering Corporation, Hyundai Construction, Deutsche Bahn и Inexia. Не исключено, что в конкурсе также примет участие испанская ADIF, добавляет он.
А отбирать перевозчиков планирует сама РЖД (у нее будут диспетчерские функции), говорит К. Черняев, – на конкурсе и среди тех компаний, у которых есть соответствующий парк. Не исключено, РЖД станет и единственным перевозчиком, добавляет он: решения по этому вопросу пока нет.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



