+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2025 15:54:07
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Решения как в подписке и кибербезопасность: чем еще диджитал стал полезен логистике?

Концепция «логистика как услуга» (LaaS) сегодня стала не только рыночным предложением, но и экосистемой. Это комбинация модульных TMS/WMS, API-ориентированных площадок, облачных платформ и агрегаторов, хабов, которые позволяют продавать логистику в том числе как подписку на цифровую поддержку бизнеса.
Решения как в подписке и кибербезопасность: чем еще диджитал стал полезен логистике?

Технологии на практике

На практике это выражается в нескольких моделях: платформа-агрегатор (маркетплейс перевозчиков и управление заказом через API), «операционная подписка» (доступ к TMS/WMS + SLA + интеграция с ERP клиента), «услуга fulfilment под ключ» (удаленное управление складами клиента с оплатой за операцию).

Технологии, которые сделали это возможным: микросервисные облачные TMS/WMS с открытым API, оркестрация событий (event-driven architectures) для синхронизации статусов в реальном времени, контейнеризация процессов (serverless / kubernetes), а также сетевые платформы для безопасного обмена данными и расчета платежей по smart-rules (не обязательно blockchain – часто это обычные микросервисы с цифровой подписью). 

Реальную отдачу лучше воспринимать как совокупность метрик: финансовых (TCO, ROI, экономия операционных расходов), операционных (время цикла, надежность), клиентских [метрик] (NPS, SLA-выполнение) и риск-менеджмента (время восстановления, уязвимости).

Использование ИИ

Часть задач в логистике берет на себя ИИ. Он используется в трех основных классах задач:

  • прогнозирование спроса и планирование;

  • динамическая маршрутизация и оптимизация;

  • предиктивное обслуживание.

Практический эффект от прогнозирования спроса: сокращение списаний и оптимизация распределения запасов.

Динамическая маршрутизация снижает пробег, позволяет осуществлять перераспределение заявок в реальном времени и экономить топливо.

Предиктивное обслуживание значительно экономит комплектующие. 

Технически это реализуется как гибрид моделей: классические оптимизационные решатели (ILP/CP) + ML-оценщики рисков и вероятностей. 

Следующим прорывом могут стать решения:

  • Перенос критичных моделей на бортовые устройства и контроллеры складской техники с быстрым откликом и автономной корректировкой планов (например, пересчет маршрута).

  • Интеграция генеративного ИИ с операционными решениями. Не только для текстовой аналитики, но и для генерации сценариев восстановления, автоматизированной генерации оптимизированных планов и объяснений для диспетчеров.

Цифровой двойник

Цифровой двойник – это рабочий инструмент, но его зрелость сильно варьируется.

Для отдельных подсистем в логистике (склады, производственные линии, отдельные логистические узлы) цифровой двойник уже применяется в прикладном виде: симуляция складских потоков, оптимизация расположения зон, моделирование пиковых нагрузок и тестирование изменений без остановки реального процесса. Такие проекты приносят измеримый эффект в уменьшении времени комплектования и нагрузок на оборудование.

Однако сквозной цифровой двойник всей цепочки поставок (end-to-end, включая нескольких участников с разными IT-ландшафтами) остается лишь частично реализуемой целью.

Блокчейн

Блокчейн показал нишевую ценность. Он хорошо решает задачи там, где критична неизменность реестра и распределенное доверие между не полностью доверяющими сторонами. На практике в логистике это прослеживаемость происхождения критичных компонентов/товаров, гарантия целостности записей о прохождении контрольных точек, и в отдельных случаях – формализация цифровых коносаментов и смарт-контрактов. 

Блокчейн сегодня наиболее оправдан:

  • При отслеживании происхождения и цепочек поставки фармацевтики, дорогостоящих/сертифицированных товаров, где нужен публично проверяемый след.
     

  • В цифровых документах – случаи, где множество участников (карго-агенты, банки, страховые компании) требуют единой версии документа и автоматического исполнения условий

Блокчейн добавляет сложность, поэтому часто выигрывает там, где распределенное доверие дороже дополнительных расходов. 

Меры киберзащиты

Уязвимость растет линейно с количеством подключенных точек: TMS/WMS, интеграционные коннекторы, телематика, IoT-датчики, API партнёров. 

Каждый из них – потенциальная «дверь» для злоумышленника. Практика показывает: большинство инцидентов в логистике связано с плохо защищёнными веб-приложениями, устаревшим ПО, скомпрометированными учетными записями и отсутствием сегментации сети. 

Must-have меры для защиты:

  • базовая информационная гигиена и осторожность;

  • микросегментация;

  • сегментация IT/OT и специализированная защита промышленного управления;

  • резервирование и оффлайн-бэкапы;

  • безопасная интеграция с партнерами;

  • обучение персонала;

  • контроль устройств.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions