+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.10.2025 17:21:31
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Нововведение в правилах экспортных операций из Китая: кто выиграет, а кому приготовиться?

С 1 октября китайская таможня включила новую систему – Уведомление № 17. На бумаге все просто: прозрачность экспорта, прослеживаемость цепочек, борьба с «серыми» схемами. Но что на деле?
Нововведение в правилах экспортных операций из Китая: кто выиграет, а кому приготовиться?
Если говорить коротко об изменении: Уведомление Государственного налогового управления КНР № 17 меняет правила работы для экспортеров, работающих через агентские схемы. Компании, действующие через посредников, обязаны указывать данные о реальном производителе товара, о сумме сделки, предоставлять номер фапьяо, а не только данные экспортного агента. В случае, если этих данных не будет, посредника признают «формальным продавцом». Это значит, что он должен будет платить налоги с полной суммы экспорта, будто это его доход. Изменение делает более рискованными схемы работы компаний из России с Китаем через «доверительных экспортеров».

Пока никто толком не знает, как это работает. Могу сказать, что и сама не сразу поняла, что конкретно теперь хотят видеть от импортеров. Раньше таможня видела одно звено – экспортное агентство. Теперь она хочет видеть всю цепочку: кто произвел товар, кто его продал, кто купил за границей. Если искать аналогии, то выглядит так, будто вас попросили показать все переписки, счета и друзей из списка «доверенных».

Инициаторы изменения – Главное таможенное управление КНР и Налоговое управление. Документ приняли 7 июля, а 1 октября – запустили. Меньше трех месяцев было отведено на подготовку. Для Китая – это мгновение. Что это значит для нас – тех, кто везет из Китая? С одной стороны, все логично: власти хотят закрыть «серые коридоры», чтобы налоги не терялись по дороге. С другой – тысячи компаний оказались в подвешенном состоянии. Все как в начале пандемии: грузы вроде движутся, но у каждого своя трактовка правил. Поставщики отвечают уклончиво: «Да, мы подаем данные, но пока не знаем, что именно проверяют». Агенты говорят: «Лучше сейчас не рисковать с новыми клиентами – все непонятно». А ты в итоге смотришь на свой контейнер, который застрял в Чжэнчжоу, и думаешь: «А вдруг мой поставщик не указал себя как «фактического производителя»?» И таким вопросом задаешься не ты один. По неофициальным данным, 8 из 10 экспортеров до сих пор не оформили нужные формы. Риски получаются более чем реальные: задержки поставок уже фиксируются; ошибки в данных могут нести за собой штрафы и остановку декларации; ложная информация может довести даже до блокировки экспортных номеров.

Китай, конечно, не хочет парализовать экспорт, но он четко дал понять: «Ребята, играем по новым правилам или не играем вообще».

Что делать импортерам? Не ждать, что все устаканится, так как быстро этого не произойдет. Надо спрашивать у партнера прямо: «Ты готов к Уведомлению № 17? У тебя есть данные по производителю?» Перепроверьте контракты. Добавьте пункт про ответственность за достоверность информации. Пусть поставщик четко понимает: ошибка – его зона риска, не ваша. Стоит приготовиться к тому, что честная логистика из Китая станет дороже. Прозрачность стоит денег – об этом забывают.

Самое интересное, что ведь все это не про бюрократию. Это про новую философию Китая: перестать быть «фабрикой без лица» и становиться «партнером, которому можно доверять». Да, пока это выглядит как хаос, но через год станет стандартом. Если вы работаете «в белую» – выиграете, если привыкли к «серым» лазейкам – октябрь станет холодным душем. Совет простой: включайтесь в изменения уже сейчас, пока остальные делают вид, что ничего не произошло.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions