Наиболее животрепещущий на текущий момент кейс – ситуация с Азербайджаном. Это пример того, как региональные конфликты быстро становятся глобальной логистической проблемой. Для компаний, работающих в ВЭД, такие кейсы означают необходимость более глубокой оценки политических рисков, постоянной адаптации маршрутов, диверсификации поставок и каналов, развития прогнозных и цифровых инструментов управления логистикой.
Закрытие Лачинского коридора, напряженность вокруг Зангезурского коридора, ухудшение отношений с Ираном – все это нарушает транзит между Россией, Турцией и странами Центральной Азии. Компании, рассчитывавшие на стабильный Южный транспортный коридор, вынуждены срочно искать альтернативы – через Каспий, Грузию или даже более длинные пути через север Казахстана.
Этот пример в том числе показывает, что стратегически важно анализировать не только экономическую целесообразность маршрута, но и его геополитическую уязвимость. Инвестиции в маршруты должны учитывать политические риски и возможные узкие места – с закладкой страховых сценариев и логистических буферов.
Необходимо выстраивать мультивариантную логистику, где возможен быстрый переход между маршрутами в случае политического обострения.
Из-за нестабильности маршруты становятся длиннее, менее предсказуемыми и дороже. Клиенты, привыкшие к «just-in-time», сталкиваются с непредвиденными задержками, которые не зависят от самих компаний. В этой связи порой экономически выгоднее создавать резервные запасы на ключевых узлах и использовать региональные склады и распределительные центры, особенно в странах с высокой устойчивостью к внешним потрясениям.
Отмечу, что несмотря на повсеместное внедрение цифровизации и использование ИИ, в условиях нестабильных границ и ухудшения международных отношений таможенные проверки становятся жестче и медленнее. Это снижает эффективность автоматизации: даже самые современные системы не могут обойти ручную проверку документов или простой на границе из-за конфликта.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



