Представим худший сценарий. Авария с беспилотным грузовиком – это серьезно, но локально: разбитый грузовик, утраченный груз, пара-тройка помятых машин – ущерб большой, но ограниченный. А авария с беспилотным поездом – это уже не авария, это катастрофа. Десятки вагонов, колоссальная инерция, которую невозможно остановить. Сход с рельсов – это уничтоженный на миллионы рублей груз, искореженные пути и, возможно, экологическое бедствие, если поезд перевозил химикаты. Сумма ущерба от одного такого происшествия может быть в десятки, а то и в сотни раз выше, чем у грузовика.
Теперь о среде, где они работают. Грузовик едет в полном хаосе: пешеходы, велосипедисты, неадекватные водители, тысячи перекрестков. Мелкие ДТП здесь – обычное дело. Железная дорога, наоборот, – это закрытая среда. Движение идет по выделенному пути, посторонних почти нет. Казалось бы, безопасность куда выше. Но в этом и ловушка: вероятность аварии здесь ниже, но ее потенциальная тяжесть несоизмерима.
После ДТП с беспилотным грузовиком происходит юридический пинг-понг: кто виноват? Производитель машины? Разработчик софта? Поставщик датчиков? Картографический сервис? Десятки компаний могут перекладывать друг на друга вину. В случае с беспилотным поездом круг подозреваемых гораздо уже. Скорее всего, ответственность ляжет на железнодорожного оператора, производителя локомотива или разработчика единой системы управления. Но спорить эти гиганты будут уже за астрономические суммы.
В итоге страховать беспилотные поезда – это не то же самое, что страховать сам транспорт. Это страховать сложнейшие технологические системы и критически важную инфраструктуру. Главный вызов для страховщиков теперь – не бороться с частыми мелкими авариями, а научиться управлять рисками редких, но чудовищно разрушительных событий.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



