+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.08.2025 12:27:16
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Беспилотные поезда против беспилотных грузовиков: почему это небо и земля для страховщика?

Многим кажется, что беспилотный поезд – это просто «грузовик на рельсах». Но для страховой компании разница между ними фундаментальная. Дело не в том, как часто случаются аварии, а в том, какого масштаба они достигают.
Беспилотные поезда против беспилотных грузовиков: почему это небо и земля для страховщика?

Представим худший сценарий. Авария с беспилотным грузовиком – это серьезно, но локально: разбитый грузовик, утраченный груз, пара-тройка помятых машин – ущерб большой, но ограниченный. А авария с беспилотным поездом – это уже не авария, это катастрофа. Десятки вагонов, колоссальная инерция, которую невозможно остановить. Сход с рельсов – это уничтоженный на миллионы рублей груз, искореженные пути и, возможно, экологическое бедствие, если поезд перевозил химикаты. Сумма ущерба от одного такого происшествия может быть в десятки, а то и в сотни раз выше, чем у грузовика.

Теперь о среде, где они работают. Грузовик едет в полном хаосе: пешеходы, велосипедисты, неадекватные водители, тысячи перекрестков. Мелкие ДТП здесь – обычное дело. Железная дорога, наоборот, – это закрытая среда. Движение идет по выделенному пути, посторонних почти нет. Казалось бы, безопасность куда выше. Но в этом и ловушка: вероятность аварии здесь ниже, но ее потенциальная тяжесть несоизмерима.

После ДТП с беспилотным грузовиком происходит юридический пинг-понг: кто виноват? Производитель машины? Разработчик софта? Поставщик датчиков? Картографический сервис? Десятки компаний могут перекладывать друг на друга вину. В случае с беспилотным поездом круг подозреваемых гораздо уже. Скорее всего, ответственность ляжет на железнодорожного оператора, производителя локомотива или разработчика единой системы управления. Но спорить эти гиганты будут уже за астрономические суммы.

В итоге страховать беспилотные поезда – это не то же самое, что страховать сам транспорт. Это страховать сложнейшие технологические системы и критически важную инфраструктуру. Главный вызов для страховщиков теперь – не бороться с частыми мелкими авариями, а научиться управлять рисками редких, но чудовищно разрушительных событий.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions