Ключевым направлением остается развитие сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это не только общее таможенное пространство и единые правила сертификации, но и возможность ускоренного запуска совместных производств, а также создания инфраструктуры для цифровой торговли. Интеграционные решения ЕАЭС формируют необходимый «ближний контур» торгового взаимодействия, на котором можно отрабатывать механизмы расчетов, логистики и правового сопровождения.
На следующем уровне – расширение экономических связей в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В условиях переформатирования глобальных рынков ШОС становится площадкой для устойчивого взаимодействия со странами Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока и частично Восточной Европы. Здесь речь уже идет о сопряжении транспортных коридоров, энергетических проектов, а также создании доверенной цифровой инфраструктуры для трансграничной торговли.
Что касается БРИКС и БРИКС+, то здесь фокус смещается на диверсификацию направлений. Все чаще звучат инициативы по расширению торгово-экономического взаимодействия с государствами, которые ранее находились вне поля активного внимания. Среди них Индонезия как перспективный производственный и аграрный центр Юго-Восточной Азии, Южная Африка и Египет как участники БРИКС+ с развитой логистикой и энергетической инфраструктурой, Иран как стратегический партнер по логистике, металлургии и химии, Турция с отраслевыми возможностями в машиностроении, текстиле и транспортной логистике. Кроме того, нарастает интерес к странам Латинской Америки – Бразилии, Аргентине, Венесуэле, поставляющим продовольствие, удобрения, оборудование и технологии переработки.
Для усиления реальной торговли с этими странами необходимы конкретные инструменты: договоры о взаимном признании стандартов и сертификатов, запуск национальных цифровых торговых платформ, развитие функциональных расчетных каналов – через цифровые валюты, клиринговые механизмы, агентские банки. Также важно упростить процедуры выхода на рынки – в части таможенного, валютного и логистического сопровождения. Это требует обновления нормативной базы, включая уточнение статуса совместных производств на территории России, создание механизмов страхования санкционных и политических рисков, а также стандартизацию описания продукции и услуг.
Сегодня деловое сообщество не просто адаптируется – оно само формирует запрос на кооперационные инструменты, ориентируясь на реальные потребности рынка. Все чаще именно бизнес задает направление, а государственные институты подключаются к уже работающим решениям, масштабируя их.
В этом контексте особенно важно, чтобы логика «отраслевого заказа» стала рабочим механизмом – не декларацией, а конкретной технологией сопряжения интересов отрасли, государства и внешнеэкономических партнеров. Такой заказ, к которому традиционно проявляет интерес Минпромторг, может стать точкой сборки для цифровых платформ, механизмов расчетов и инструментов поддержки экспорта.
Это не история про ожидания «сверху», а про созревший, оформленный спрос со стороны рынка.
Создание цифрового отраслевого каталога, модернизация нормативной базы и институциональное оформление новых форм взаимодействия – это не абстрактные меры, а конкретные действия, востребованные участниками цепочек кооперации. Кооперация сегодня перестает быть декларацией и превращается в рабочую бизнес-практику.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



