«Растет спрос на гибкие инвестиционные инструменты, которые могут использоваться для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Страны Центральной Азии нуждаются в инвестициях в транспортную инфраструктуру. По оценкам, потребность составляет почти $40 млрд в год. В этой связи мы предлагаем создать фонд при поддержке ООН, который будет заниматься развитием логистической интеграции стран, не имеющих выхода к морю. Считаем, что правильным было бы привлекать ресурсы стран-доноров, международных учреждений, которые занимаются вопросами развития глобальных программ», – заявил он, выступая на пленарной сессии III Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю.
Мирзиеев подчеркнул, что одной из главных проблем региона остается развитие транспортной инфраструктуры и установление справедливых таможенных тарифов. Ссылаясь на данные Всемирного банка, он отметил: «Центрально-Азиатский регион теряет почти 2% ВВП ежегодно в связи с высокими транспортными издержками и нестабильностью транспортных потоков. На логистические издержки приходится почти 60% общей стоимости товаров. Это в несколько раз выше, чем в среднем по миру».
По его мнению, для улучшения ситуации необходимо формировать новые транспортные коридоры, которые свяжут Центральную Азию со странами, имеющими морские пути. Среди приоритетных проектов президент выделил строительство железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан, а также развитие Трансафганского и Среднего коридоров.
Кроме того, лидер Узбекистана предложил подготовить международное соглашение, которое обеспечит гарантии транзита для стран без выхода к морю. «Мы предлагаем создать глобальное соглашение по гарантиям транзита для стран, не имеющих выхода к морю. Такое соглашение должно быть заключено под эгидой ООН. Такой механизм позволит создать необходимые условия, которые обеспечат справедливый доступ к морским портам, к транспортным коридорам, снизит риски при транспортировке грузов, неравенство в глобальной логистике», – заявил он.
Также Мирзиеев предложил организовать серию международных форумов с участием профильных экспертов и выдвинул идею создания специального индекса уязвимости для стран без выхода к морю. По его замыслу, такой показатель позволит объективно оценить ограничения транзитных возможностей и способствовать более справедливому распределению ресурсов с учетом потребностей этих государств.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



