О необходимости проработки выхода МТК на страны глобального Юга ранее заявлял президент РФ Владимир Путин, поэтому перед российскими регионами сегодня стоит задача по развитию направления грузооборота не только в пределах Прикаспийских стран и стран ЮВА, но и на Африканское побережье.
Так, в Астраханской области действуют морпорты Астрахань и Оля. В 2022 году общий грузооборот портов вырос на 14% и достиг 3 млн тонн. По итогам 10 месяцев 2023-го грузооборот уже составил 3,6 млн тонн, а грузопоток вырос на 52%: на 50% увеличилась перевалка оборудования, на 40% – различного груза, на 27% – продуктов, а также в 2,5 раза увеличилась перевалка зерна, которая сейчас составляет основную номенклатуру грузов в портах.
Кроме того, активно продолжает формироваться Каспийский кластер, который объединяет особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленного типа «Лотос» и портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ). Запланировано обустройство территории и причалов, создаются контейнерные, зерновые и масляные терминалы. Мощность каждого – до 1 млн тонн грузов в год. Запустить их планируется к концу 2024 года. В начале следующего года также ожидается запуск нового завода по производству кормов для рыб.
Развитие грузооборота по МТК Север – Юг требует и строительства флота. С мая началась реализация проекта по строительству серии судов-контейнеровозов, адаптированных к условиям Каспийского моря. Кроме того, по поручению президента ведутся работы по увеличению проходной осадки с нынешних 4,2 до 4,5 м Волго-Каспийского морского судоходного канала – единственной артерии, соединяющей Каспий и внутренние воды России.
«Мы заинтересованы в том, чтобы коридор развивался, и прикладываем все усилия для выполнения поставленных задач по обеспечению стабильного роста грузопотоков. Через регион налажена поставка транзитных грузов из Беларуси, а также российских товаров, транспортируемых через территорию Ирана в Индию и другие страны. Прорабатывается вопрос стыковки транспортного коридора с Африкой, в связи с чем есть необходимость совместной работы с партнерами по МТК для транспортировки грузов через Каспий, Иран и далее – до восточного побережья континента, а также в обратном направлении. В африканских странах имеется значительная грузовая база, а также потребность в различных продовольственных, строительных и иных товарах», – подчеркнул заместитель министра промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Михаил Кабаков.