Пучок инфраструктурных проблем
«Система движения товаров в нашей стране сложная, – говорит профессор, д. э. н., член совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики ТПП РФ Олег Дунаев. – Если сравнивать с Германией, Сингапуром и даже Китаем, то у России есть реальные проблемы: на таможне, в перегрузках, в разгрузке и в других показателях, которые Всемирный банк отслеживает. Эти проблемы связаны с нашей экономикой. Мы недостаточно внимания уделяем логистике как технологии управления по оптимизации издержек, повышению производительности труда, переходу на электронную торговлю».
«Проблем в России действительно хватает, – вторит ему директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин. – В их числе – бюрократизированность, коррупция, таможня, косность железных дорог… Но в оценках Всемирного банка все-таки есть примерно 20% предвзятости, и находиться Россия должна не на 99-м месте, а, скажем, на 80-м. Только что это принципиально меняет?»
В логистике крайне важен уровень компетенции персонала самих компаний и технологий, которые они внедряют. По мнению О. Дунаева, вопрос распространения новых знаний стоит сегодня довольно остро – и логистам нужно серьезно работать над производительностью и качеством труда, а также более активно внедрять эффективные технологии.
В свою очередь, А. Головизнин уверен, что россияне охотно учатся и стремятся к определенным целям. Однако неэффективность работы госорганов и таможни зачастую вынуждает сотрудников логистических компаний опускать руки.
«Попытки компаний улучшаться при непредсказуемых или предсказуемых, но весьма высоких дополнительных расходах, связанных с преодолением различных административных барьеров, не способствуют желанию оптимизировать все остальное, – замечает эксперт. – Учитывая также разваленную или слабую инфраструктуру, можно смело сказать, что проблемы не в личных качествах наших логистов. Сам факт того, что российские логистические компании умудряются во всем этом выживать и справляться, говорит, наоборот, о высоком уровне их сотрудников».
«Одной из главнейших государственных проблем России является инфраструктура, общие условия для развития производства в России хромают, – подтверждает О. Дунаев. – Это относится и к логистической инфраструктуре, и к транспортной, и к складской. Часто возникают вопросы и к инфраструктуре при таможенном администрировании. И когда все эти проблемы собираются в пучок, экономика начинает работать для потребителя очень сложно. Вот поэтому у нас в стране такие показатели по логистике».
Масштаб уникальный – критерии оценки общие
Отметим, что упомянутый рейтинг является следствием многочисленных опросов, проводимых Всемирным банком вместе с академическими и международными учреждениями, частными компаниями, а также физлицами, которые занимаются международной логистикой. А на основе полученных данных уже рассчитывают индекс эффективности логистики, отражающий ее удобство и безопасность в том числе. Судя по всему, низкий рейтинг РФ говорит о том, что Всемирный банк считает нашу страну не очень привлекательной с точки зрения международного торгового партнерства.
К слову, сразу шесть бывших союзных государств обогнали Россию в нынешнем рейтинге: Литва – 29-е место (поднялась с 43-го), Эстония – 38-е (поднялась с 39-го), Латвия – 43-е (опустилась с 36-го), Казахстан – 77-е (поднялся с 88-го), Украина – 80-е (опустилась с 61-го), Молдова – 93-е (поднялась с 94-го).
Вершину же рейтинга в очередной раз заняла Германия, которая, как напоминают специалисты, буквально за день проезжается от начала и до конца в любом направлении и на любом виде транспорта. В то время как Россия – по масштабу уникальная и несопоставимая ни с кем страна, с абсолютно иной плотностью дорог, что ощутимо затрудняет ее сравнение с большинством других государств, не располагающих подобными дистанциями.
Степан Ратников


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



