+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.12.2025 10:12:54
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

О формировании бюджетов на логистику на 2026 год: мнение

Последние 5-6 лет регулярная «головная боль» руководителей логистических служб компаний-грузовладельцев: «Как бюджетировать логистические затраты на следующий год?». И хотя реальность ежегодно опровергает все прогнозы (нынче рулит политика, а не экономика), бизнес не может не планировать – он вынужден это делать, опираясь на актуальные на текущий момент данные.
Основная проблема в прогнозировании ставок – невозможность опереться на прямые математические расчеты. Даже если есть объявленное перевозчиками увеличение тарифов и относительно прогнозируемая динамика затрат на топливо, техобслуживание подвижного состава, оплату труда, налоги пр., экономика в чистом виде здесь не работает.

Спрос и предложение – вот что определяет ставки в каждый момент. Что мы знаем о текущем состоянии рынка и ожиданиях будущего?

Затраты перевозчиков за последний год выросли и продолжают увеличиваться по всем пунктам: стоимость топлива, оплата труда, техобслуживание, налоги и сборы. За период с конца 2024 года значительная часть грузовиков возвращена лизинговым компаниям, количество транспорта на рынке сокращается.

По прогнозам финансовых институтов и ожиданиям экспертов, охладившийся рынок России не собирается быстро расти в 2026 году.

Движение к балансу спроса и предложения на рынке автомобильных перевозок РФ в комплексе с непрерывно растущими затратами перевозчиков создают устойчивые ожидания роста ставок. Эксперты отрасли называются цифры на уровне 15-20%, и можно согласиться, что +20% к предыдущему году (плюс-минус 5 п.п. в зависимости от направления) – это адекватный уровень закладки расходов на автотранспортную логистику. При этом надо помнить, что волатильность ставок в этом сегменте бывает очень высокой, а значит, и отклонения от среднепрогнозных значений могут быть существенные.

В сегменте железнодорожных перевозок уже произошла индексация тарифов РЖД на 10% с декабря текущего года. Заявленная ранее дополнительная 5%-ная надбавка на контейнерные перевозки в 2026 году пока не утверждена, но вероятность ее ввода сохраняется. Поскольку ценообразование здесь зависит от множества переменных (надбавки и скидки за характер груза, дальность маршрута, дополнительные услуги и пр.), общий рост стоимости логистики не прямо пропорционален росту базовых тарифов. Заметный рост ставок иногда происходит на международных направлениях в пиковые сезоны, но в этом году пиковые сезоны были заметно сглажены, и нет ожиданий их сильного оживления в ближайшем будущем. Таким образом, по совокупности всех известных данных, планировать 15% роста затрат на ж/д-логистику – вероятно, правильный подход.

Морские перевозки сегодня имеют два контура – общемировой и в порты РФ. Соответственно, и формирование ставок идет по отдельному набору факторов, хотя есть и общие – например, восстановление перевозок через Суэцкий канал снизит ставки для всех. Перевозки между Россией и Азией имеют тенденцию к умеренному росту, а утраченные в 2022 году провозные возможности из-за ухода с этого направления глобальных морских операторов уже в значительной степени восстановились и продолжают увеличиваться за счет региональных перевозчиков. Поэтому в этом сегменте перевозок нет факторов для заметного роста ставок (не исключено даже некоторое снижение, но на это не стоит сильно рассчитывать).

Принимая во внимание эти данные и планируя объемы своих логистических потребностей по видам транспорта, есть возможность сверстать более-менее адекватный бюджет. С пониманием, что сегодня любые прогнозы имеют недолгую актуальность.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions