Спрос и предложение – вот что определяет ставки в каждый момент. Что мы знаем о текущем состоянии рынка и ожиданиях будущего?
Затраты перевозчиков за последний год выросли и продолжают увеличиваться по всем пунктам: стоимость топлива, оплата труда, техобслуживание, налоги и сборы. За период с конца 2024 года значительная часть грузовиков возвращена лизинговым компаниям, количество транспорта на рынке сокращается.
По прогнозам финансовых институтов и ожиданиям экспертов, охладившийся рынок России не собирается быстро расти в 2026 году.
Движение к балансу спроса и предложения на рынке автомобильных перевозок РФ в комплексе с непрерывно растущими затратами перевозчиков создают устойчивые ожидания роста ставок. Эксперты отрасли называются цифры на уровне 15-20%, и можно согласиться, что +20% к предыдущему году (плюс-минус 5 п.п. в зависимости от направления) – это адекватный уровень закладки расходов на автотранспортную логистику. При этом надо помнить, что волатильность ставок в этом сегменте бывает очень высокой, а значит, и отклонения от среднепрогнозных значений могут быть существенные.
В сегменте железнодорожных перевозок уже произошла индексация тарифов РЖД на 10% с декабря текущего года. Заявленная ранее дополнительная 5%-ная надбавка на контейнерные перевозки в 2026 году пока не утверждена, но вероятность ее ввода сохраняется. Поскольку ценообразование здесь зависит от множества переменных (надбавки и скидки за характер груза, дальность маршрута, дополнительные услуги и пр.), общий рост стоимости логистики не прямо пропорционален росту базовых тарифов. Заметный рост ставок иногда происходит на международных направлениях в пиковые сезоны, но в этом году пиковые сезоны были заметно сглажены, и нет ожиданий их сильного оживления в ближайшем будущем. Таким образом, по совокупности всех известных данных, планировать 15% роста затрат на ж/д-логистику – вероятно, правильный подход.
Морские перевозки сегодня имеют два контура – общемировой и в порты РФ. Соответственно, и формирование ставок идет по отдельному набору факторов, хотя есть и общие – например, восстановление перевозок через Суэцкий канал снизит ставки для всех. Перевозки между Россией и Азией имеют тенденцию к умеренному росту, а утраченные в 2022 году провозные возможности из-за ухода с этого направления глобальных морских операторов уже в значительной степени восстановились и продолжают увеличиваться за счет региональных перевозчиков. Поэтому в этом сегменте перевозок нет факторов для заметного роста ставок (не исключено даже некоторое снижение, но на это не стоит сильно рассчитывать).
Принимая во внимание эти данные и планируя объемы своих логистических потребностей по видам транспорта, есть возможность сверстать более-менее адекватный бюджет. С пониманием, что сегодня любые прогнозы имеют недолгую актуальность.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



