Одним из ключевых драйверов волатильности выступает геополитика, динамика которой способна меняться в считанные часы. Существенное воздействие также оказывают макроэкономические процессы: колебания глобального рынка, изменение уровня потребительской активности и состояния внешней торговли напрямую отражаются на объемах контейнерного трафика.
Кроме того, существенную роль играют дисбалансы в распределении контейнерных потоков между регионами, что приводит либо к нехватке, либо к избытку контейнеров в отдельных точках мира. Ограниченные инфраструктурные возможности – дефицит терминалов, нехватка железнодорожных путей, ограниченные мощности портов и невозможность приема крупных судов в ряде российских гаваней – также негативно сказываются на скорости и эффективности обработки грузов.
К числу дополнительных факторов относятся сезонные колебания, технологические инновации, уровень цифровизации логистических процессов, а также конкурентная борьба между различными видами транспорта.
«Сильно влияет операционный фактор, потому что эксплуатационные расходы для российских перевозчиков являются одним из важнейших элементов: стоимость топлива, стоимость прохода каналов и так далее – всего, что касается непосредственно расходов на перевозку, – объяснил Р. Шагалов. – В числе сезонных факторов можно также отметить новогоднее ослабление деловой активности. Меняют ситуацию и меры государственной поддержки, которые коснулись, к примеру, нового, еще пока не активного, но потенциально интересного маршрута через Северный морской путь. Все это влияет на баланс спроса на контейнерные услуги».
Таким образом, высокая изменчивость условий на рынке контейнерных перевозок обусловлена множеством взаимосвязанных факторов, и стабильность в этом сегменте вряд ли достижима в краткосрочной перспективе. Вместе с тем грамотная адаптация к текущим условиям и своевременное реагирование на вызовы могут повысить устойчивость логистических решений.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



