Отраслевые эксперты вполне благожелательно отнеслись к выходу на рынок «Яндекс.Доставки», чей основной мотив заключается в увеличении онлайн-продаж в регионах. По словам генерального директора компании TopDelivery Глеба Никулина, интернет-магазины оценят прозрачность и эффективность сервиса. «В основе модели агрегации, которую выбрал «Яндекс», лежит принцип сокращения издержек интернет-магазина, – комментирует эксперт. – Однако он не может служить единственным драйвером роста числа заказов в регионах – логисты, со своей стороны, также должны улучшить процесс доставки». При этом Г. Никулин отмечает, что вряд ли доходы «Яндекса» от нового сервиса будут высокими, однако у компании есть хорошие возможности его монетизации за счет синергии со ставшими классикой «Яндекс.Деньгами» и «Яндекс.Маркетом».
Многообещающей называет идею «Яндекса» и другой эксперт, генеральный директор Dostavista Дмитрий Зубков. При этом он поясняет, что похожие агрегаторы в сети запускаются почти каждый месяц, но впоследствии они пропадают. «Если «Яндекс» не только сможет выступить как биржа, но и будет управлять логистическими процессами своих партнеров, тогда у этой бизнес-модели есть будущее», – подчеркивает Д. Зубков.
Руководитель проекта Mycroft Assistant Павел Ковтун напоминает, что ресурсы «Яндекса», в том числе интеллектуальные, организационные и финансовые, на сегодняшний день достаточно велики, и вряд ли кто-то из конкурентов может предложить аналогичный набор функций с таким же уровнем доступа, качеством обслуживания, охватом и интеграцией. «С масштабом и возможностями «Яндекса» никто не будет соревноваться, – уточняет он. – Компания создаст хорошие условия для работы и интеграции нового сервиса с магазинами «Яндекс.Маркета», а это уже солидная часть рынка».
Эксперт уверен, что не только онлайн-магазины «Яндекс.Маркета», но и большая часть рынка e-commerce будут сотрудничать с «Яндексом». «При одинаково хорошем качестве обслуживания для клиентов не принципиально, кто будет заниматься логистикой, но масштаб «Яндекса» дает надежду на стабильность и уменьшение количества проблем, – поясняет П. Ковтун. – Для многих дальнейшее развитие собственной службы доставки утратит смысл и будет попросту неконкурентоспособным решением».
Управляющий партнер E-commerce Solutions Ефим Алдухов, в свою очередь, отмечает, что на данный момент непонятно, как будет выглядеть финальная версия продукта. «Если смотреть на логистику, вопрос кроется в деталях, дополнительных комиссиях, процессе возвратов и т. д., – считает он. – При этом можно однозначно сказать, что спрос на сильного федерального игрока в сегменте онлайн-доставки, способного объединить все регионы, есть, и он огромен». По мнению эксперта, у ключевых игроков рынка новый проект вызовет опасения, так как вероятность того, что «Яндекс» перекроит рынок доставки (как он сделал, например, с рынком такси в Москве), очень высока. В итоге конечный потребитель, несомненно, может выиграть, но многие бизнесы закроются.
«Если продукт будет успешным, структура бизнеса интернет-магазинов может серьезно измениться, и его ключевые преимущества из сферы логистики могут переместиться в другие сегменты деятельности», – отмечает Е. Алдухов. По словам эксперта, в настоящее время выстроить хороший онлайн-бизнес, не понимая того, как следует закупать товары, доставлять их и как выстраивать маркетинг, желательно в каналах, отличных от контекстной рекламы, невозможно. «Логистика из этого списка может исчезнуть», – предполагает Е. Алдухов.
Генеральный директор iCanDeliver Данил Рудаков считает, что новое интеграционное решение – это плюс для рынка. При этом эксперт отмечает, что в сфере логистики подобные сервисы оцениваются по двум основным показателями (или их балансу) – уровню затрат и качеству сервиса. «Безусловно, «Яндекс» сможет предложить доставку товаров по более интересным тарифам, хотя бы за счет того, что способность компании влиять на результат переговоров с логистическими операторами (так называемая negotiation power) на рынке российской e-commerce сегодня, пожалуй, самая высокая», – комментирует Д. Рудаков. Другой вопрос – качество сервиса. «Клиенты, получающие товар, и продавцы будут любить или ненавидеть именно «Яндекс.Доставку», а не логистического оператора, по чьей вине будут происходить ошибки», – вполне резонно полагает эксперт.
Отметим, что в РФ развитие онлайновых логистических сервисов идет, хотя и довольно медленно: качественных продуктов, где учтены потребности целевой аудитории, все детали реальных бизнес-процессов, а также выстроен удобный пользовательский диалог, пока крайне мало. Тем не менее многие эксперты уверены в том, что будущее – за активным развитием электронных логистических решений. Существующие онлайновые сервисы условно можно разделить на несколько категорий: агрегаторы, предлагающие услуги грузоперевозки разными видами транспорта, в том числе курьерскую доставку (например, logistonline.com, icandeliver.ru), и электронные биржи автоперевозок, содержащие базу машин и грузов (в частности, ati.su и log4pro.com). Численность первых можно оценить в полтора-два десятка, вторых меньше, но они достаточно хорошо известны. Схема работы агрегаторов проста: они заключают договоры с логистическими операторами, предусматривающие предоставление скидок, порой довольно значительных, именно поэтому для клиента сервис в итоге может оказаться дешевле услуги по тарифам оператора (так выстроена онлайн-продажа авиабилетов). Однако стоит понимать, что пользователь в процессе не всегда избавлен от цепочки посредников: так, в случае доставки грузов по железной дороге взаимодействие идет только через экспедитора, у которого уже есть заранее заключенный договор с единственным национальным перевозчиком в лице ОАО «РЖД». Все дело в том, что используемая на сети железных дорог перевозочная технология (в том числе в части взаимодействия с клиентом) гораздо сложнее, чем, например, на автомобильном транспорте.
Что касается «Яндекса», то эксперты сходятся во мнении: открытие службы доставки является сильным ходом компании, и развитие нового сервиса может быть крайне интересным. Практически все опрошенные специалисты уверены, что «Яндекс.Доставка» станет успешным проектом, особенно в том случае, если агрегатор справится с объемом проблемных заказов, который с учетом масштабов компании может быть достаточно высоким.
Марина Ермоленко
Справка
«Яндекс» – основанная в России европейская IТ-компания, владеющая одноименной системой поиска в сети и интернет-порталом. Поисковая система «Яндекс» является четвертой среди поисковиков мира по количеству обработанных запросов (свыше 6,3 млрд в месяц на начало 2014 г.). По этому показателю он отстает лишь от Google, Baidu и Yahoo!. По состоянию на 5 июля 2015 г., согласно рейтингу alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 19-е место в мире и первое место в России. «Яндекс» является самым быстрорастущим поисковиком из первой пятерки (28% роста за 2012 г.). В 2012 г. «Яндекс» обогнал Первый канал по численности ежедневной аудитории, что вывело российский интернет-гигант в лидеры отечественного медиарынка. В 2013 г. «Яндекс» подтвердил данный статус, обойдя Первый канал по выручке, которая по итогам 2012 г. составила 28 млрд руб.
Компания зарегистрирована в России как ООО «Яндекс», чьим уставным капиталом (100%) владеет зарегистрированное в Нидерландах акционерное общество Yandex N.V. По словам генерального директора «Яндекса» Аркадия Воложа, решение о создании зарубежной материнской компании было обусловлено спецификой законодательства России в части акционерных обществ.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



