Руководитель аналитического проекта «Мастерская агротрендов» Николай Лычев считает происходящее отражением новой логистической и климатической реальности.
«Делюсь некоторыми цифрами и соображениями. Экспортный потенциал регионов юга, включая Северный Кавказ, только по пшенице в текущем сезоне составляет примерно 24-25 миллионов тонн. Это самый низкий показатель за многие годы, минимум за последние 15 лет. Это 57% от расчетного экспортного потенциала России. Что касается доли экспорта, конечно, это можно назвать началом нового тренда. Это действительно высокая нагрузка на инфраструктуру, включая железную дорогу, и, если говорить про более близкие регионы, автотранспорт. По примерным расчетам, из регионов, не входящих в большой юг, в этом сезоне придется доставить не меньше 20 миллионов тонн пшеницы, чтобы трейдеры выполнили свои обязательства, чтобы экспортировали в рамках квоты тот объем, который у нас предполагается и не оставили на новый сезон навеса на внутреннем рынке в виде лишних объемов зерна пшеницы, который будет давить нам, и дальше демотивировать сельхозпроизводителей и всех игроков всей пищевой цепи», — отметил он.
По данным аналитиков, в ноябре прошлого года на внешние рынки было поставлено более 5 млн тонн российской пшеницы, в декабре — свыше 4 млн тонн. В текущем году, согласно отдельным прогнозам, экспорт может увеличиться на 12%.
Говоря о перспективах южных регионов в структуре экспортных маршрутов, эксперты полагают, что их позиции могут восстановиться, однако многое будет зависеть от погодных условий и итогов сезона. Николай Лычев подчеркивает, что фундаментальная роль юга в отечественном растениеводстве сохраняется.
«Большой юг прежде всего Краснодар, Ростов и Ставрополь, останутся, несмотря на все новые вводные, ключевой территории развития российского сельхозпроизводства. И в этом смысле, фундамент не поменяется. Вопрос куда будут идти эти объемы зерна, и, я думаю, чтобы там ни ни было, юг тоже будет ориентирован на экспорт, просто эти объемы, возможно, будут чуть-чуть снижаться, а дальше, возможно и расти когда-то. Но в качестве базы для растениеводства в России, югу нет альтернативы. Ближайшие сезоны покажут становится ли падение объемов пшеницы южного происхождения в общем потенциале страны постоянным трендом или это что-то из ряда вон выходящее, нетипичное. Время покажет, тогда получается, что тренд ситуативен», — добавил он.
Даже при ожиданиях нормализации климатической ситуации на юге и частичного восстановления урожайности, участникам рынка в ближайшее время, по оценкам аналитиков, придется учитывать повышенные транспортные расходы при планировании экспортных поставок.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



